Шаг навстречу детям
Общая тенденция к объединению и укрупнению не обошла стороной и социальные учреждения. Центр «Семья» объединился с центром «Мария». Кто и что от этого выиграл?
— Мы переходим на новый формат оказания социальных услуг, -с такой характеристики объединенного учреждения начала свой рассказ Елена Перминова, директор центра «Мария». — Объединились не только материальные ресурсы двух базовых центров. Объединились два направления оказания социальной помощи семье и детям — теоретическое, которым всегда была сильна «Семья», и практическое, которым славилась «Мария». Эффективность оказания услуг от этого увеличится.
Переходный период и адаптацию к новым формам работы свели к минимуму и, не откладывая в долгий ящик, вывели на старт сразу несколько новых проектов. С января здесь заработают два семейных клуба — для замещающих семей и для семей, которые сумели преодолеть кризис и готовы своими рецептами поделиться. Впервые в центре откроют группы кратковременного пребывания детей, введут полустационарное обслуживание подростков группы риска, надомное обслуживание семей с детьми, уже начали работу группы для детей от 0-4 лет с ограничениями здоровья (в том числе гиперактивных и аутистов).
Но какими бы ни были новшества, центр «Семья» продолжит развивать те направления, которые начинал. Прежде всего, работу с замещающими семьями. Этот термин, совсем недавно появившийся в лексиконе социальных служб, похоже, уже не требует долгого объяснения. Терминология: опека, родная — неродная, приемная семья, патронатная, усыновления — уже не имеет особого значения. Сама жизнь объяснила суть и необходимость замещения: детей, которых приемные родители берут на воспитание в семью, становится все больше. На всю Тюменскую область осталось только два детских дома — в Тобольске и в Борках. За исключением интернатов для тяжело больных детей. Ошеломляет и результат проведенной недавно в областной Думе выставки портретов детей-сирот «Галерея детства». Из 20 размещенных там фотографий обрели семью 12 мальчиков и девочек. В банке данных центра «Семья» осталось 329 сирот, большинство из которых уже подросткового возраста. Именно на эту возрастную категорию Тамара Белоконь, региональный координатор партийного проекта «Крепкая семья», предложила сделать основной упор следующей «Галереи детства».
Но от того момента, когда между потенциальным приемным ребенком и его будущими родителями проскочит искра, до полноценного вхождения его в семью проходит не один месяц. И связан он не столько с оформлением множества документов, хотя и без этой обязательной бумажной суеты не обойтись, сколько с длительным процессом обучения и адаптации, привыкания и понимания друг друга. В этом и той, и другой стороне помогают психологи центра «Семья».
Психолог Александра Ставрова специализируется на работе с замещающими семьями и гиперактивными детьми. Каждую маму, которая решилась взять на воспитание ребенка, она консультирует и ведет от начала до конца -от момента принятия родителями такого решения до полного прохождения курса адаптации и семьи, и ребенка. И если у первой стадии этого процесса — обучения в школе замещающих родителей -есть временные рамки: 80 часов индивидуальных и групповых занятий, то у второй может и не быть четких границ.
— Очень часто берут опеку над ребенком или решаются его усыновить взрослые, которым самим вначале необходима психологическая помощь, — говорит Александра Владимировна. — Они должны быть готовы помогать психологически травмированному ребенку.
Самая тяжелая детская травма в столь юном возрасте — или отсутствие мамы и папы, или отсутствие душевного контакта с ними. Такая нехватка взаимопонимания бывает не только в социально запущенных семьях. Вполне благополучные родители по тем или иным причинам, часто тоже идущим из их детства, могут стать холодными в отношениях со своим дитем. Может, вначале в суете бытовых дел они и не отдают себе в этом отчета и только к подростковому возрасту сына или дочери поймут, как много потеряли. Замещающим родителям еще сложнее. Часто они вынуждены перескакивать сразу через несколько ступеней, проходить ускоренным курсом то, на что в обычной жизни тратят несколько лет.
— Иногда приходится объяснять самые элементарные вещи, — рассказывает психолог. — Например, что ребенку не надо много игрушек. Достаточно трех, но таких, в которые он может играть с родителем по очереди. Так игра из монолога превращается в диалог.
Психологи знают, что замещающие родители проходят несколько стадий адаптации к взаимоотношениям с ребенком. Вначале период взаимной радости или «медовый месяц», хотя и в нем возникает немало непривычных бытовых трудностей. Например, раньше вставать, готовить по утрам еду, по-другому строить свой день. Затем часто наступает провал, ощущение, что ничего не получается, что все усилия уходят, как камни в воду. Именно здесь, когда кажется, что опускаются руки, очень помогают групповые занятия в «Лекотеке». И только потом наступает обычная жизнь со всеми ее трудностями и радостями. Ребенку, чтобы начать называть новых родителей папа и мама, необходимо не меньше года.
— Каждая история замещающей семьи индивидуальна, — говорит Александра Владимировна. — К этому хрупкому миру надо подходить очень осторожно. Мы помогаем получить правильные родительские навыки, составить индивидуальную карту развития ребенка, выстроить с ним контакт, закрепить привязанности. Главная наша задача — прожить вместе с родителями их новую семейную историю и помочь им сделать шаг навстречу ребенку.
***
фото: Александра Ставрова и Леночка.