Мы с тобой одной крови?
О том, что значительная доля жизненных сил заключена в крови, наши предки догадывались давненько. Правда, их первые мысли, как передать жизнь и кровь от одного человека к другому, были не слишком удачны: древних тянуло пить живительную влагу, а не переливать…
Первым о возможности передать кровь из вены в вену задумался Уильям Гарвей, лейб-медик Карла I (короля Англии, Шотландии и Ирландии). И было это аж в начале XVII века.
После него несколько докторов экспериментировали, переливая кровь от животных к животным, а затем от животных к человеку. Впрочем, последнее быстренько запретили — пациенты от такого лечения больше умирали, чем наоборот.
И вот в 1818 году английский акушер Джеймс Бланделл проводит первое удачное переливание женщине с послеродовым кровотечением, используя в качестве донора ее мужа. А 14 лет спустя этот опыт в точности повторяет питерский акушер Андрей Вольф. Вот только данная методика работала весьма нестабильно — примерно в половине случаев лечение оборачивалось мучением, а то и смертью пациентов.
«В чем проблема?» — разбирались долго: нобелевский лауреат австриец Карл Ландштейнер обнаружил три группы крови, а его коллеги Альфред де Кастелло и Адриано Стурли чуть позже добавили четвертую. Окончательно медики со всем разобрались лишь к 1907 году, когда в Нью-Йорке впервые перелили кровь, предварительно использовав метод перекрестной совместимости.
Еще сто лет после этого кровь учились сохранять и проверять на болезнетворные вирусы, зато теперь врачи могут с уверенностью сказать, что процесс полностью безопасен и для реципиента, и для донора…
— Деся..ть п..роцентов желающих сдать кровь отводятся еще на этапе регистратуры и вообще не допускаются до кровоотдачи, — рассказывает Александр Гаврилей, главный врач станции переливания крови. — Противопоказания могут быть абсолютными, например, ВИЧ-инфекция; а могут -временными: пили алкоголь -возвращайтесь через три дня, привились от гриппа — приходите через десять дней, свежая татуировка — ждем вас через год. Но и после того как донор сдал кровь, проверки не прекращаются. Если человек у нас впервые, его кровь никому не перельют — она будет лежать в карантине, пока он не придет на вторую кровоотдачу. И даже за постоянными донорами внимательно следят: компоненты их крови проходят двойное тестирование на вирусную безопасность: выявляют самые вредоносные заболевания — гепатиты, ВИЧ и сифилис.
Донору тоже бояться нечего. По словам Александра Гаврилея, техника безопасности и стерильность инструментов на станции — на высоте. Кроме того, сама процедура полезна организму — он обновляется за счет производства новых эритроцитов, которые приходят на замену добровольно сданным.
Но несмотря на все плюсы, а также на активную пропагандистскую кампанию, количество доноров в городе стало меньше на целую тысячу человек. Правда, объем сданной крови не уменьшился — выручили постоянные сдатчики. И все же, тенденция не самая приятная. До сих пор Тюмень полностью обеспечивала себя компонентами и препаратами донорской крови, не завозя их из других регионов. Удастся ли и в следующем году остаться самостоятельными?
Медики главных городских клиник на это надеются.
— Нам требуется 700 литров эритроцитов и 300 литров свежезамороженной плазмы в год, -говорит Павел Василенко, заведующий отделением анестезиологии и реанимации ОКБ N 2. -Пациенты поступают очень тяжелые, с травмами. Без компонентов крови им не выжить.
— Одному пациенту с острым лейкозом требуется от десятка до полусотни доз тромбоконцентрата, — поддерживает коллегу Татьяна Ксензова, заведующая отделением гематологии и химиотерапии ОКБ N 1. — Достижение значительных результатов и тем более выздоровление исключено без адекватного заместительного лечения компонентами крови.
… 530 рублей (компенсация на питание) — не великая сумма, но так и донорами становятся не из-за нее. А из-за осознания, что ты делаешь дело, спасающее жизни, -оно бесценно.