X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Красота объективном реальности

На втором этаже здания областной Думы вчера открылась фотовыставка Андрея Попова «Город в объективе».

Главные герои его фотографий -городские пейзажи. Вечерние, утренние, ночные, в солнечную, ясную, дождливую и сумрачную погоду. Мы их видим каждый день, и каждый день не замечаем. Проносимся на машинах мимо, идем, уткнувшись глазами в обледенелые дорожки, или пробегаем, не оглядываясь, спеша на работу. Но, оказывается, стоит на какое-то время замедлить этот бег, чтобы разглядеть в обыденном прекрасные мгновенья. И тогда вопрос будет только в том, есть ли у вас под рукой фотоаппарат.

— С объективами я последние пять лет не расстаюсь, — говорит Андрей Петрович. — Когда еду в машине, когда хожу пешком — они всегда со мной. Жена даже ругается: «Зачем с собой такие тяжелые сумки таскаешь?» Городские свет, тени, краски меняются так быстро, не будешь готов — поймать картинку не успеешь.

Андрей Попов — личность в Тюмени известная, но совсем не в среде фотохудожников. Несколько лет он возглавлял ассоциацию ветеранов боевых действий в Чечне, сам не раз бывал в горячих точках и по возвращению стал активно заниматься общественной и военно-патриотической работой. Именно на этой почве они не раз пересекались с Сергеем Медведевым, ныне -депутатом областной Думы. Медведев более 20 лет отслужил в рядах МВД, прошел путь от рядового милиционера до начальника Уральского РУБОП. Именно Медведев сказал первые приветственные слова автору на открытии фотовыставки.

— Эти фотографии позволяют не просто увидеть город другими глазами, увидеть его особый колорит, они заставляют по-новому взглянуть на нашу историю, -сказал Сергей Михайлович. — Ведь то, что запечатлели как сегодняшний день, через 20-30 лет станет прошлым. И по этим снимкам наши дети и внуки будут судить о том, как преображалась Тюмень.

Первым фотоаппаратом, который оказался у Попова в руках, была «Смена». Родители в комплекте с ним подарили и фотоувеличитель, не очень хорошего качества, но все-таки вполне рабочий. Но процесс появления снимков показался ему тогда слишком хлопотным. «Химическую» сторону дела — как обращаться с закрепителями и проявителями -усвоил четко, а вот съемка, по его словам, не зацепила.

Прошел не один десяток лет, прежде чем Андрей вернулся к фотографии. Сама жизнь подтолкнула — у него родился сын, и это событие ему хотелось самому запечатлеть на пленку. Взял у соседа «ФЭД» и начал вспоминать полученные когда-то навыки. Но искра опять проскочила и погасла. Увлечение вытеснили другие, более значимые события не только в его личной истории, но и в истории страны. Шли 90-е. Началась первая чеченская война.

Галя Безбородова

— Кто и как бы к этим событиям ни относился, — рассказывает Андрей, — не знаю ни одного солдата, который бы пошел туда служить по контракту и пожалел об этом. Есть такая фраза: «Если не мы, то кто же?» Это мужское дело — принимать решения и брать на себя ответственность.

В мирной жизни, как ни старайся, к войне нельзя быть готовым. Особенно, если попадаешь туда первый раз. Хотя привыкнуть к этому пеклу можно. В боевых условиях человек открывает в себе новые качества. И не всегда только грубые и жесткие. На первой чеченской было совсем не до лирики, но именно там Попов написал первый в жизни цикл из 16 стихотворений. Удивительно, но, вернувшись домой, он о стихосложении забыл.

Полученный опыт невольно подтолкнул его к дружбе с «цифрой». На выплаченные за участие в боевых действиях деньги Попов купил первый в своей жизни компьютер, установил на него графические программы и стал экспериментировать с разными изображениями. Тогда же у него появилась и первая цифровая «мыльница». Фотографировать ею было сложно, особенно делать снимки в движении, зато пейзажи получались красиво. Он впервые увидел прорисовку облаков, природное свечение солнца. Проявление этих, таких простых признаков мирной жизни, становилось ему все интереснее.

В 2003 сделал первые панорамные снимки. Тогда в Тюмени началось строительство набережной, и оба берега реки Туры, особенно правый, начали меняться на глазах. Для фотографа эти перемены — настоящий клондайк новых кадров.

— На набережную без фотоаппарата я не ходил, — рассказывает Андрей. — Иногда самый лучший кадр удавалось сделать за несколько секунд, навскидку, как выстрел, а иногда приходилось ждать, когда свет от облаков ляжет так, чтобы природа максимально выигрышно оттеняла архитектуру старых зданий и составляла с ней единый ансамбль.

Но просто поймать мгновение со временем Попову становилось мало. И он увлекся пластификацией — технологией, при которой фотография с лицевой стороны накатывается на акриловое стекло, а затем, с обратной стороны — на панель из алюминиевого композита. Так изображение приобретает необыкновенную глубину и объем, становится более сочными и ярким. Такой эффект еще называют эффектом «мокрой» фотографии.

Скорострельность новой фототехники, возможности цифровых технологий и техник обработки снимков позволили ему расширить границы мира, который умещается в один кадр. Его фишкой стали панорамные снимки. Самый большой — около 24 метров — он сделал в сквере Депутатов. Чтобы охватить максимум пространства, пришлось воспользоваться услугами строительной люльки. Правда, распечатать эту диораму так и не получилось — современные плоттеры могут обработать изображение максимальной длиной в 15 метров.

— Тюмень позволяет делать удивительные панорамные снимки, -говорит Андрей Попов, — очень разные по стилистике, по графике. Возможности для творчества -просто неиссякаемые. И я стараюсь расширить границы этой реальности, чтобы и самому увидеть, и другим показать, каким прекрасным становится наш город.

***
фото: Андрей Попов;Работа фотохудожника.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта