X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Черный ворон, друг ты мой залетный

«Тихий Дон», Россия, 2015 («Москино» по заказу телеканала «Россия»). По мотивам романа Михаила Шолохова. Режиссер Сергей Урсуляк. В ролях: Евгений Ткачук, Полина Чернышова, Сергей Маковецкий, Людмила Зайцева, Дарья Урсуляк, Артур Иванов, Никита Ефремов и др. 16+

Песня

… Странное дело, она не уходит из головы. «Черный ворон, друг ты мой залетный, ой где ж летал так далеко?»

Это лейтмотив фильма, знак, веха близ станицы Вешенской. Песня прилепилась ко мне, как та птица — не улетает, что-то хочет сказать. О Григории Мелехове, цыганистом казаке, чем-то похожем на ворона. Уставшем летать на лихом коне, убивать то белых, то красных. Застрявшем между двух миров — прежним, рухнувшим в одночасье, и новым, еще не народившимся, но уже способным напугать до смертных колик.

А может, это обо мне самом, пережившем в 1991-м крах великой «красной» державы? И счастливым от того, что и дети, и внуки избежали ужаса новой братоубийственной войны, исхода в никуда.

Как там у Эдгара По? «Гость какой-то запоздалый у порога моего.» Не иначе ворон.

… А Сергей Урсуляк называет свою экранизацию романа Шолохова «актуальной». Наверное, он прав. Мы еще не слишком далеко ушли от того времени. Просто думаем чуть легкомысленно, что оно никогда не вернется, что такой убийственной ненависти больше никогда не будет в истории России. Дай-то бог!

Без цензуры

Наслышан был об этой премьере и ждал ее. Чем-то она изумила, местами расстроила, или, напротив, порадовала. Впечатления от 14-серийной картины, которая трудно рождалась на свет, настолько сложны и неоднозначны, что разбираться в них стану долго. В одном уверен: все, кто хотел увидеть новую телеверсию могучего романа-эпопеи о судьбах донского казачества, сделали это. Или же постараются наверстать упущенное, легко отыскав картину в недрах Интернета.

Что-то стало для меня откровением. Любопытство, в том числе и профессиональное, было разожжено до такой степени, что в паузе между сериями я не поленился пролистать в той же Сети весь многостраничный роман. Натрудил глаза, но нашел то, что искал. Никогда не поздно удостовериться, что в настольной книге моего отрочества отсутствовали те или иные страницы — цензура расстаралась. А в одном из любимых фильмов -трехсерийном «Тихом Доне» режиссера Сергея Герасимова (1957) — были сглажены иные слишком острые углы. По тем же политическим причинам.

В новом веке тезка Герасимова Урсуляк мог снимать, не страшась бдительного ока и ничем не рискуя, кроме возможности потерпеть творческую неудачу. Он -отважный человек, раз замахнулся на такой проект. Снять историческое кино со множеством персонажей — костюмное, военное, но, главное, абсолютно достоверное (чтобы поверили, чтобы зрителя взяло за живое) — на это надо решиться.

Проделана многотрудная черновая работа, оставшаяся, разумеется, за кадром. Казачью станицу пришлось отстраивать заново, предметы быта — собирать с миру по нитке, а настоящих крестьянских быков, что некогда таскали плуги по донским пашням, — выращивать. И по одному находить как драгоценный штучный товар коней здешней неповторимой породы.

Двоеперстие судьбы

Вызов, испытание, новая планка — все эти определения подходят ко всем исполнителям главных ролей, среди которых преобладают молодые люди. Режиссер не побоялся доверить роль Аксиньи Астаховой дебютантке Полине Чернышовой. Пусть 22-летняя актриса не обладает столь же яркой внешностью, как ослепительная Элина Быстрицкая из картины Герасимова, да и темперамент чуть приглушен. Ее Аксинья и другая, и нет — это очень интересный образ и, по-моему, талантливо вылепленный.

Гораздо труднее привыкал я к облику нового Григория Мелехова в исполнении 31-летнего Евгения Ткачука. Смутил даже его небольшой рост. Урсуляк считает, что угадал с актером на главную роль, и, ближе к концу сериала, я ему поверил. Ткачук прекрасно сыграл «мятущийся ум». Человек от сохи, но совершенно незаурядный, раз заслужил на Первой мировой четыре Георгиевских креста и офицерские погоны. Они, золотые, станут его проклятием, клеймом, навечной принадлежностью к врагам трудового народа.

Тот еще ворон, Григорий — и свободный, и нет. Готовый пуститься в полет — и скованный своей раздвоенностью. Меж двумя мирами. Меж двумя любящими женщинами. Меж свободой и долгом, заставляющим в самый горький час возвращаться в отчий дом. Тоже перст судьбы? Или, вернее, двоеперстие?

… Но вот кому хочу сказать «браво», так это народному артисту России Сергею Маковецкому. Его Пантелей Мелехов, отец Григория, — лучшая в ряду актерских работ (хотя привычно не навязываю другим зрителям свое мнение). Показалось, что Маковецкий давно ждал такой сильной, большой, искренней роли. Отца большого семейства, пытающегося спасти и сохранить его в горькие годы. Черпающего силы в любви, в желании отстоять вековой казачий уклад — и обреченного на потери и смерти.

Менее заметна, но очень трогательна и достоверна народная артистка РСФСР Людмила Зайцева в роли матери. И я пожалел: как долго не видел ее на экране -бравую шумную Кирьянову из фильма 1972 года «. А зори здесь тихие».

Просто покорил своим обаянием не слишком мне знакомый Артур Иванов в роли Петра Мелехова — светлый чуб, брызжущее веселье молодости, страх неминуемой гибели в сцене расстрела, когда его убивает друг детства, большевик Михаил Кошевой.

У худого, тщедушного, кашляющего Кошевого (актер Александр Яценко) в фильме есть двойник, состязающийся с ним в жестокости, — белый казак Митька Коршунов (Никита Ефремов, сын и внук знаменитых актеров). Вот это еще одна важная линия фильма. Истребление, слепая месть. Око за око, смерть за смерть.

Признаюсь, меня смутила жестокая сцена, когда Мишка стреляет в деда Гришаку, а потом сжигает богатый курень Коршуновых. Это потому, что в той книге, что была доступна мне в советское время, ее попросту не было.

Кстати, создатели сериала весьма аккуратно подошли к неизбежным эпизодам насилия, расправ белых над красными и наоборот. Многое чуть обозначено, смикшировано, но от этого не становится менее страшным. Братоубийственная война, яростная и беспощадная — что может быть постыднее и печальнее?

А вообще, я чуть позавидовал тем, кто не знал сюжета и для кого эта телепремьера стала знакомством со столь благодатным, ничуть не состарившимся литературным материалом. Очень хочется, чтобы после четырнадцати вечеров с «Тихим Доном» они обратились и к книге Михаила Шолохова. Прочесть и узнать больше -разве не замечательно?

Наверное, и к этому тоже стремились Урсуляк и компания, затевая свой долгий поход в донские станицы и хутора.

***
фото: Евгений Ткачук (Григорий) и Полина Чернышова (Аксинья).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта