X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Большое школьное уравнение

Процесс объединения школ продолжает будоражить учителей и родителей. И те, и другие по-прежнему не могут понять: зачем все затеяно? Что это даст? Кто от этого выиграет? Кто проиграет?

В школе N 3, которая находится на ДОКе, активно обсуждают перспективы объединения со школой N 38. Найти сторонников такого решения здесь трудно. Зато противников — хоть отбавляй. И среди родителей, и среди учителей. Их волнует то, что инициаторы объединения школ в расчет не берут сохранение атмосферы учебного заведения. Она, как мозаика, складывалась десятилетиями. Реформаторов из далекой столицы такие «тонкости» и «надстройки» не очень волновали, они опирались на базовые вещи: финансы и материальную базу учебного заведения. В результате объединения школ они должны бы увеличиваться, усиливаться и прирастать. Примерно таким же образом строители выполняют дополнительное укрепление фундамента, если собираются на прежнем основании построить не ранее заявленную простенькую пятиэтажку, а высотный дом. Такие «наросты», в лучшем случае, выглядят громоздко, а в худшем — обнаруживается, что в расчетах допущена ошибка. Что потом делать с таким домом, никто не знает — и рушить дорого, и нормально эксплуатировать невозможно.

Именно такого эффекта от объединения боятся родители и педагогические коллективы. Их убеждают, что все эти действия -чистая формальность, что ничего не изменится. Зато бюджет у объединенной школы будет больше (сколько учеников — столько и денег).

Но в этой логической конструкции есть, как минимум, два противоречия. Если, как убеждают, «ничего не изменится», тогда зачем что-то менять? И как может финансирование, скажем, на 400 человек плюс финансирование на 650 человек быть больше, чем финансирование на 1050 человек? Или такая арифметика складывается по законам стихотворения: «Однако во время пути собака могла подрасти»?

— Это все равно что сказать, что из пункта А вышел один поезд, а в пункт Б прибыл другой, — рассуждает Зинаида Лепешкина, учитель математики школы N 3. — Или утверждать, что дважды два — пять.

Впрочем, жителей ДОКа беспокоят не только непонятные математические выкладки, но и особое географическое и социально-культурное положение поселка в целом и школы в частности.

Галя Безбородова

— Мы живем на отшибе, — говорит Валентина Матаева, мама первоклассника, в прошлом выпускница 3-й школы. — Из всех культурных, досуговых, развлекательных и образовательных центров в шаговой доступности только школа. Она для нас не просто учебное заведение.

«Школа — это наше все» в данном случае не преувеличение. В этом топографическом «аппендиксе» она выполняет все функции и для всех возрастов. Здесь находится детский сад, работают клубы, кружки по интересам (для детей и для взрослых), здесь же собираются активисты ТОСа, ветераны.

— Мы лишились сна и покоя. Мы лучше других знаем, чего стоят непродуманные решения, — говорит Валентина Анатольевна. -Когда-то в поселке был свой детский сад, но его закрыли за ненадобностью. Времена изменились, а помещения — нет. То же самое случилось и с клубом. Вначале закрыли и снесли «Луч», потом такая же участь постигла и «Радугу». И нам каждый раз объясняли, что все это в наших интересах! Что все наладится и жить станет еще лучше. Но так и не стало. У нас как была, так и осталась одна «дорога жизни» и один культурный центр. Зачем нас объединять с совершенно чужими людьми?

— Планируется, что головной школой в случае объединения сделают 38-ю, — продолжает Зинаида Сергеевна. — С третьего этажа мы можем разглядеть ее крышу. Но смогут ли они рассмотреть наши поселковые проблемы? Зачем они им? Они от них далеки. Почему школу N 38 не объединить, например, со школой N 56 или N 52, которые расположены рядом. Если говорить об умножении финансовых ресурсов, то результат умножения на три больше, чем на два, не так ли?

Не об умножении, а о делении и вычитании говорят учителя, пытаясь предугадать, как после объединения будет распределяться стимулирующий фонд, влияющий на размер оплаты труда. Оценить вклад каждого и перевести его в денежные средства невозможно без субъективных факторов. В родном коллективе все знают, кто и чего стоит, а что будет при новом, далеком от реалий поселковой жизни директоре?

— Собрали бы хоть раз всех директоров и объяснили суть вопроса, разъяснили, кто и в чем неизбежно проиграет, кто и в чем выиграет, — говорит учитель. — Не говорили бы о великих преобразованиях, а представили экономические выкладки. И не сбрасывали со счетов атмосферу школы. Ведь не магазины же объединяют. Почему бухгалтерские расчеты решают все проблемы образования?

— А как будет работать директор, который не знает в лицо своих учеников? — волновалась родительница. — Раньше это было незыблемым школьным правилом. А теперь? Директор школы будет как директор супермаркета?

Галя Безбородова

— Мы понимаем, что перемены в образовании необходимы, но не понятен их принцип. С того ли начинают? Может, надо было не с формы, а с содержания? — рассуждала учитель.

По опыту состоявшихся школьных объединений учителя понимают, что процесс вряд ли остановишь. И разрабатывают список конкретных предложений, который, на их взгляд, нельзя игнорировать. Надеются, что их мнение будет услышано.

— Предварительные результаты планируемого объединения образовательных учреждений должны обсуждаться с советом педагогических коллективов и родителями. Это вопрос поиска компромиссов и договоренностей. Только после того, как эти процедуры пройдены, проводится слияние, — прокомментировал Дмитрий Еремеев, председатель городской Думы. -Нельзя все школы причесывать под одну гребенку: у каждой -свои плюсы и минусы. Задача состоит в том, чтобы нивелировать существующие недостатки и распространить преимущества. Наша главная цель — улучшить образовательный процесс.

***
фото: Ученики школы N 3;Учитель математики Зинаида Лепешкина;В школе на ДОКе есть и детский сад.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта