Психологи особого назначения
Когда у человека накапливаются вопросы на тему «Как дальше жить?», он может пойти к психологу. А куда ходить самим врачевателям душ со своими вопросами? Не иначе, как друг к другу.
Именно так в конце прошлой недели поступили психологи региональных силовых структур: полиции, института повышения квалификации МВД (где и собрались), наркоконтроля, службы исполнения наказаний… Инициатором встречи выступила начальник психологической службы областного УФСИН Наталья Прокопенко.
— О том, чтобы обменяться профессиональным опытом и проговорить проблемные моменты, я стала задумываться еще года четыре назад, но все как-то не получалось — рабочие графики у всех жесткие, трудно выкроить время, — сказала она.
И действительно, работы хоть отбавляй. Если сотрудник конкретного подразделения выполняет, как правило, исключительно узкоспециальные задачи, то психолог ведомства обязан вникнуть в суть деятельности каждой службы, чтобы знать, где тонко и может порваться.
Впрочем, насколько я поняла из разговора психологов, служба в силовых структурах — это вообще дело тонкое. Для обычного человека ссора с близкими или наглое поведение автомобилиста на соседней полосе — рядовая неприятность. В случае с сотрудником, которому в этот день предстоит взять в руки оружие и заступить на службу, неприятность может обернуться чем угодно. Начиная от тихо пережитого нервного срыва, заканчивая трагедией — и не только для самого носителя оружия.
Еще одна оборотная сторона медали службы в силовых структурах — это профессиональная деформация. Старший преподаватель кафедры кадрового и морально-психологического обеспечения деятельности ОВД Тюменского института повышения квалификации МВД России Ольга Возженикова отметила, что за годы службы невозможно избежать профдеформации, но психологи должны приложить все усилия, чтобы удержать ее в пределах нормы, ведь сотрудникам еще и на пенсии пожить бы надо — и желательно не неврастениками.
Однако собравшиеся вынуждены были признать, что с каждым годом бороться за психологическое здоровье силовиков все сложнее. Немалую роль в этом играют тянущиеся бесконечной вереницей оптимизации. Люди, удержавшиеся на службе, с одной стороны — завалены работой, которую делают за себя и того парня, которого уволили. С другой — находятся под постоянным страхом собственного увольнения. А вдруг на чем-нибудь подловят? Понятно, что к доверительным беседам с психологами такой настрой не располагает. Добавьте сюда высокий уровень регламентированности, массу служебных ограничений, жесткую иерархию.
— Доходит до того, что, заполняя личные опросники, сотрудники спрашивают друг у друга — как правильно отвечать? — поделилась опытом работы с представителями силовых структур доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ, к.п.н. Инна Васильева. — Хотя психологические тесты в принципе не предусматривают правильных или неправильных ответов.
Зато что касается соискателей -некоторые из них отвечать на вопросы нисколько не боятся. Старший инспектор 1-й группы отделения кадров и воспитательной работы областного управления ФСКН России Лидия Сатюкова припомнила историю одного собеседования:
— Спрашиваю у кандидата, употреблял ли он когда-нибудь наркотики? Он перечислил все виды наркотиков, которые пробовал, и резюмировал: «Но меня не вштырило!» Прискорбно, но многие молодые люди часто утверждают, что «пробовали все».
Существует мнение и о том, что все сотрудники силовых структур пьют. Оно появилось не на пустом месте: соблазн заглушить стресс пережитых дежурных суток алкоголем, действительно, велик. На вооружении психологов есть методики, при помощи которых можно поймать тот момент, когда употребление горячительного переходит в стадию пагубной привычки. Специалисты подчеркивают: делается это не только для того, чтобы уличить сотрудника, но, в первую очередь, чтобы помочь ему выбраться из этого состояния.
Проблема, требующая вмешательства психолога, может выявиться как при отборе на службу, так и во время прохождения аттестации, проверки после возвращения из горячей точки, тестирования на право ношения оружия. Процесс проведения подобных проверок, в принципе, давно отлажен.
По словам начальника отделения организации психологической и социальной работы областного УМВД Оксаны Какановой, психологи могли бы работать и с еще большим результатом и пользой для сотрудников — внедряя новые методики тестирования. Но, к сожалению, ограничены все теми же регламентами. Тестирования проводятся только те, что завизированы «наверху».
— Тем не менее, нельзя не отметить прогресс в нашей деятельности, главный показатель которого — это повышение доверия личного состава к нашей службе, -считает Наталья Прокопенко. — К нам стали приходить чаще. Не столько потому, что психологических проблем стало больше — их всегда хватало, сколько потому, что люди поняли: если есть возможность получить помощь, то за ней обязательно надо обратиться.
Встреча психологов затянулась на несколько часов. Говорили о том, как помочь сотруднику, у которого неприятности дома (не слушаются дети, жена попрекает недостатком внимания) справиться с хандрой. Как вытащить молодого сотрудника из болота рутины, которое грозит засосать с головой, и настроить его на профессиональные подвиги. Как вернуть душевное равновесие бойцу, вернувшемуся из служебной командировки.
Одного я не услышала в этот раз: как сами психологи спасаются от душевной тоски и тревоги. Видимо, на это-то времени как раз и не хватило.
***
фото: Психологи за столом переговоров.