Доступная среда спотыкается на инертности
Подведены итоги года по программе «Доступная среда». Меняется ли город, становится ли доступнее?
По мнению Владимира Зимнева, регионального координатора партийного проекта «Единая страна — единая среда», можно выделить четыре основные характеристики ситуации. Прежде всего, в этом году произошли существенные изменения в законодательстве. Федеральный закон N 419 внес поправки в общей сложности в 57 федеральных законов, те, в свою очередь, повлияли еще на 26 региональных. Этот мощный законодательный пласт создал предпосылки для создания новых дорожных карт и поставил задачу: к 2020 году достичь стопроцентной доступности на приоритетных социальных объектах.
Изменились и физические характеристики доступности городской среды. В новых микрорайонах это видно невооруженным глазом. Строители уже работают по правилам новой реальности — жить в городе должно быть удобно всем: и здоровым, и людям с ограничениями здоровья.
В этом году стали видны изменения и в улично-дорожной сети. Если в 2014-м к условиям доступности было адаптировано только 30 перекрестков, то в 2015-м эта цифра достигла 130. Следующим этапом, говорят дорожники, будет укладка тактильной плитки и установка предупреждающих знаков.
Но, как известно, самым инертным звеном в любых масштабных переменах является людской менталитет. Его, как дорожный знак, быстро не поменяешь. Но и здесь, по мнению Владимира Зимнева, появились подвижки.
— Тюменцы стали относиться к инвалидам с большим пониманием, уже не отрицают, что они — рядом с нами, а значит, надо учиться вместе жить и этим людям помогать, — считает Владимир Дмитриевич.
Активней стали действовать и общественные организации. Например, добровольцы организации «Молодая гвардия» проверили более 100 социальных объектов на доступность. Они же развивают и волонтерское движение для помощи одиноко проживающим инвалидам.
— Но еще рано говорить о том, что все безоблачно, — подчеркнул Зимнев. — Например, адаптированы к доступной среде только около 10 процентов коммерческих объектов и многоквартирных жилых домов. Много вопросов возникает при переселении инвалидов из общежитий и пансионатов. Немало трудностей испытывают люди с ограниченными возможностями здоровья и при взаимодействии с управляющими компаниями, коммунальщики с трудом идут навстречу.
Идеальный доступный город будущего уже есть — Сочи. Его переустройство — пример того, чего можно добиться, если четко поставить задачу и беспрекословно ей следовать на всех этапах: планирования, разработки проекта, выбора подрядчиков, контроля над их работой, в том числе и со стороны общественности.
Чтобы распространить этот опыт на все города, по мнению депутата, необходимо наделить субъекты федерации функциями контроля за созданиями условий безбарьерной среды. Пока же, согласно федеральному закону N 131 «О принципах местного самоуправления» (разработанного в 1995 году) все органы власти: федерация, субъект федерации и муниципалитет — отвечают за свои участки, но единого координирующего органа нет.
О необходимости внесения изменений в федеральное законодательство и муниципальные правовые акты говорил и Евгений Кравченко, председатель регионального отделения ВОИ. Слишком сложный порядок согласования не позволяет, например, инвалидам, проживающим на первых этажах, сделать отдельный выход из квартиры. А ссылку на необходимость согласовывать с общим собранием дома установку пандуса многие воспринимают как возможность запретить такое строительство.
О частичной и точечной доступности для инвалидов по зрению говорила Галина Тунгусова, председатель региональной организации ВОС. Так, в списке обеспеченности техническими средствами реабилитации до сих пор всего пять позиций! Это самый низкий показатель среди всех групп инвалидов.
— Еще много осталось точек инертности, — подвел итог Владимир Зимнев. — Их надо преодолевать и двигаться вперед.
***
фото: Индивидуальный подъезд для инвалида – пока еще большая редкость.