X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Феномен Гомера Симпсона

Главный герой популярного мультфильма «Симпсоны» — толстый, лысый и инфантильный мужик в синих штанах. Он веселится, расплющив об голову жестянку из-под пива. А когда ему кажется, что слова собеседника слишком сложны, скучны или, не дай бог, вынудят лично его, Гомера, начать что-то делать и брать на себя ответственность, он этих слов просто не слышит. В прямом смысле: смотрит на человека, а у того изо рта вырывается лишь: «Бла-бла-бла».

В очередной раз упираясь в нежелание людей воспринимать и принимать очевидные факты, я все чаще вижу на месте интеллигентных в общем-то граждан пузатых и небритых Гомеров — им говорят значимые вещи, а они либо смотрят в ответ бессмысленным взглядом, либо закрывают уши руками и, приплясывая на месте, кричат: «Я ни-че-го не слы-шу!»

Обезьянка закрывает уши

Когда доходит до разговоров о ВИЧ-инфекции, феномен Гомера Симпсона демонстрирует себя во всей красе. Например, наш регион входит в двадцатку наиболее пораженных вирусом иммунодефицита человека. На любой территории Уральского федерального округа статистика заболеваемости в два-три раза превышает общероссийскую. Трое из 250 тюменцев заражены ВИЧ.

На ваш взгляд, напряженность в городе по этому поводу чувствуется? Пугают хоть кого-то эти громадные цифры?

Ага. Врачей пугают. Некоторых. Преимущественно работающих в центре профилактики и борьбы со СПИДом или же иным способом имеющих отношение к крови и часто с нею контактирующих.

В основном люди ВИЧ-инфекции не боятся потому, что слишком боятся ВИЧ-инфекции, — они неосознанно игнорируют информацию, которую медики, будь их воля, заставили бы звучать из каждого утюга. Потому что эта информация пугает, люди начинают чувствовать себя неуютно и некомфортно, они хотят восстановить равновесие любым способом, ведь жить в постоянных опасениях — очень утомительно.

— Как показывают результаты анонимного опроса, 20 процентов населения не хотят ничего знать о ВИЧ, — констатирует главный врач центра «Анти СПИД» Александр Попков. — В регионе процветает информационный нигилизм, а справиться с эпидемией поможет только информированность. Мы пытаемся говорить с населением, объяснять риски, но, например, организовать у себя бесплатное (!) тестирование согласились только на десяти предприятиях.

Как показывает практика, самая распространенная иллюзия, которой горожане себя успокаивают, выглядит так: «ВИЧ-инфекция — только для наркоманов, проституток и гомосексуалов. Я — не такой, значит, мне ничего не грозит». Конечно, врачи пытаются развенчать этот миф. Не первый десяток лет пытаются! Но результат…

— Идет всплеск заболеваемости среди служащих — людей с высшим образованием, в основном, это женщины, зараженные мужчинами при интимном контакте, — в очередной раз разъясняет реалии Попков. — Да, большая часть ВИЧ-инфицированных по-прежнему относится либо к группе нигде не работающих и нигде не учащихся, либо к заключенным, либо к рабочим. Это потому, что наркотический путь передачи сейчас превалирует — так заразились 55 процентов наших пациентов в этом году. Но он будет оставаться таким только при условии, что в регионе не появится какое-нибудь экстравагантное синтетическое вещество, вроде того, что в 2014 году вызвало в Томской области годовой прирост ВИЧ-инфицированных в 200 процентов, — новый наркотик растормаживал сексуальные желания. Дважды небольшие его партии уже поступали в Тюменскую область…

Обезьянка закрывает глаза

Как донести свою мысль до того, кто не хочет слушать? Тюменский центр профилактики ВИЧ и СПИДа не опускает руки, пытается зайти с другой стороны — предоставлять информацию ненавязчиво, в скрытой форме, например, в офисах среди тех же служащих распространять канцелярские принадлежности с адресами клиник, где можно сделать тест на ВИЧ.

— И все же наши попытки — капля в море, — припечатывает Попков. — Пока противодействие эпидемии не станет делом всего общества, ситуация не изменится. Каждый здоровый в первую очередь должен сам обеспечивать себе безопасность, а носитель вируса — не забывать о безопасности близких и просто случайных людей, вошедших в контакт.

… Но раз уж большинству и до себя-то дела нет, что можно говорить об озабоченности здоровьем окружающих?

Во-первых, человек, не знающий свой ВИЧ-статус, — потенциальная угроза для тех, кто готов вступить с ним в близость. По словам главврача, он знает множество историй о том, как беспечный мужчина заразил пятерых женщин, а сын-наркоман пользовался одной зубной щеткой с родителями. Во-вторых, некоторые намеренно заражают других неизлечимой инфекцией, как местный альфонс, ставший половым партнером обеспеченной дамы и теперь живущий за ее счет.

И в-третьих, определенный процент инфицированных отказывается признавать свой ВИЧ-положительный статус даже после анализов. Не раз и не два люди нападали на врачей, приходивших к ним и пытавшихся уговорить подписать документ об осведомленности, что они теперь официально ВИЧ-инфицированные.

Обезьянка закрывает рот

Конечно, до крайних мер — вроде отказа от лечения и побегов «чтоб врачи потеряли» — социализированные горожане доходят редко: они все-таки понимают, что лечение — это жизнь, причем не короткая, а 25-30 лет после постановки диагноза. Чаще всего не хотят вставать на учет маргиналы — алкоголики, наркоманы, преступники.

— В первом полугодии 2016 года в России будет принята Национальная стратегия противодействия ВИЧ, весь смысл которой — 90 процентов населения страны должны знать свой ВИЧ-статус, — делится хорошими новостями Александр Попков. — Все обратившиеся за медицинской помощью будут проходить обязательное тестирование на ВИЧ. Практически все, кто стоит на учете в центрах «Анти СПИД», будут обязаны получать терапию, чтобы не иметь возможности кого-либо заразить.

Тюменской области как региону, входящему в опасную двадцатку, выдадут дополнительно 300 миллионов рублей на лекарства и около 30 миллионов — на проведение тестирований.

— В этом году нам выделили всего 270 миллионов — этого крайне недостаточно, мы лечим более трех тысяч пациентов! — говорит Попков. — 300 миллионов — дополнительные деньги, мы рассчитываем получить их в следующем году.

Предполагается, что этих денег хватит, чтобы обеспечить терапией еще столько же больных, сколько получают лекарства сейчас. Но… С 1 января 2017 года начнется централизация закупки лекарств для больных ВИЧ-инфекцией. По словам главврача местного центра «Анти СПИД», три года назад так делать уже пробовали, и опыт показал: препараты, закупаемые Тюменской областью, по цене ниже, чем те, что приобретает Минздрав, а по качеству — не уступают.

— Мы боимся изменения логистики, ведь из Москвы не видно нужд конкретного региона, — говорит Попков. — Но все равно рассчитываем, что новая Национальная стратегия принесет много новых возможностей, как технических и финансовых, так и в плане распространения информации. Первое, конечно, важно, но правильно построенная профилактика все-таки должна держаться на знаниях каждого гражданина.

***
фото: Александр Попков.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта