Предприятие, с которого возьмут пример
Научно-производственное предприятие «СибБурМаш» стало пионером импортозамещения в Тюменской области. В недавнем выступлении губернатор Владимир Якушев привел его в пример: вот так надо реагировать на конъюнктуру рынка и экономические катаклизмы.
Как выяснилось, технологиями, которые способны заменить импортные аналоги, «СибБурМаш» занялся не вдруг и не вчера. Инновационный путь развития — естественный для компании, говорит генеральный директор Булат Хайруллин. Знание потребностей нефтяников, понимание закономерностей развития отрасли, строго научный подход к разработкам привели к тому, что с 2008 года, несмотря на кризисы, объем производства «СибБурМаша» вырос в четыре раза. Вот подробности.
Во-первых, с момента основания в 1993 году компания оказывает услуги по отбору нетрадиционными технологиями керна, в том числе изолированного с использованием стеклопластиковых керноприемников. Является первопроходцем этого направления и рекордсменом по длине рейса: в 2012 году на Верхне-Салымском месторождении пробурили и извлекли колонку керна длиной почти 79 метров — за 15 часов. Сэкономили несколько суток для буровиков.
Во-вторых, с 2008 года освоили новое направление: производство оснастки для хвостовиков, их спуск и закрепление. Булат Юсупович объясняет: месторождения истощаются, однако на каждом кусте остаются целики нетронутой нефти — хорошей, чистой, необводненной. Чтобы извлечь ее, нефтяные компании применяют технологию забурки боковых стволов, когда не нужно делать новые скважины. «СибБурМаш» производит оснастку для хвостовиков и оказывает услуги по их спуску и креплению в скважинах. Уже более 6000 скважин в Тюменской области оснащены хвостовиками этого предприятия.
Наконец, в 2013 году, за год до санкций, освоили производство оборудования для многостадийного гидроразрыва пласта (МСГРП): центраторов для обсадных труб без сварных швов, прорабатывающих башмаков обсадных колонн и другого. Операции МСГРП проведены на 111 скважинах, хотя ранее этим рынком владели «Бейкер Хьюз», «Халлибертон» и другие западные компании.
— Булат Юсупович, то, что направления, которыми вы занимаетесь много лет, оказались столь перспективными — результат интуиции или трезвого расчета?
— Наверное, и того, и другого. У нас хорошие контакты с нефтяниками, мы знаем их потребности и пожелания, а они знают наши возможности. Импортные аналоги имели свои недостатки, и нефтяники говорили нам о них. Плюс помогла наша, скажем так, информированность.
Технологии забурки боковых стволов, например, на Западе применяются довольно давно, потому что там раньше истощились месторождения. Мы подошли к этому лет на 40 позже, но предвидели необходимость в такого рода технологиях. Сказано же Натаном Ротшильдом: кто владеет информацией, тот владеет миром.
— Думаю, никто не мог предвидеть санкции и все, что последовало за ними. У вас был момент осознания: все, назад пути нет, нам всем предстоит большая работа?
— В июле прошлого года мы получили письмо из шотландского Абердина. Мы только-только начали закупать у одной компании набухающие пакеры, а в письме извинения, дескать, ввели санкции, и мы не можем пойти против законов своей страны. Начали искать в России — нашли в Подольске научно-исследовательский институт, при нем завод, который поставлял небольшое количество набухающих пакеров. Но завод перекупили, и мы опять остались без поставщика. Сегодня начали работать с Тюменским нефтегазовым университетом, если получится — постараемся занять свободную нишу. С другой стороны, этой технологии мы тут же создали альтернативу и сегодня производим подобную технику — прямо на выставке увели из-под носа у конкурентов соответствующее оборудование, и сегодня уже третья такая установка монтируется в цехе. Пусть наши пакеры не разбухающие, но они не менее надежные, они дешевле и соответствуют всем требованиям.
— Надо еще заказчика убедить, что новый продукт не хуже старого…
— Доказываем чертежами, сравнительными испытаниями. Представители компаний регулярно приезжают к нам на полигон, смотрят, как работает техника. Иногда приходится идти на компромисс.
— Говорят, что сегодняшняя ситуация, когда с Запада помощи ждать не следует, приведет нас к подъему отечественной промышленности. А вы как думаете, кризис — благо или зло?
— Кризис не может быть благом. И выиграет от него только тот, кто заранее начал экспериментировать, разрабатывать новые технологии. Для большинства же времена очень тяжелые. На одном из заседаний Ассоциации машиностроителей после 2008 года я выступал с предложением о необходимости кооперации — тюменские заводы должны работать друг с другом, а не уводить деньги в Курган, в Шадринск, еще куда-то. Это могло бы стать поддержкой. Мы очень долго работаем с заводом «Гром», с одним из предприятий «Тюменских моторостроителей». Но всем нам не хватает кадров, толковых инженеров, технологов на скважинах.
— Где взять людей для новой промышленности?
— Во-первых, кадры надо воспитывать. Во-вторых, на производстве должна быть благоприятная психологическая атмосфера. В-третьих, — социальная составляющая. Мы пока не строим дома и не предоставляем жилье работникам, но, думаю, «СибБурМаш» к этому придет — специалистов надо закреплять. Среди предприятий Ассоциации мы на первом месте по уровню зарплаты, а по выработке — благодаря переоснащению — на втором. Мы не держим на производстве злых и дураков. Маркиза де Помпадур однажды сказала: только добрые и умные люди способны творить. Так вот, у нас на «СибБурМаше» только умные и добрые люди. Мы все творцы, мы все созидатели.
***
фото: Булат Хайруллин со стеклопластиковыми керноприемниками;Пакеры — один из основных продуктов завода.