Акулы мошеннического «бизнеса»
Можно ли вылечить радикулит по телефону с помощью акульих плавников, настоянных на грибном отваре? У большинства этот способ врачевания ничего, кроме смешка, не вызовет. Однако, увидев подобное объявление в газете, человек словно попадает под действие гипноза — хочется попробовать. А вдруг?
Чего уж говорить, когда перед тобой не просто бумажный лист с заманчивым предложением, а хороший психолог-практик, который без умолку расхваливает свой товар, обещая невероятный эффект от него.
Пламенными речами не так давно охмурили пожилую жительницу Тюмени. Ее историю рассказал председатель городского совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Герман Смирнов: продавец назвался работником социальной службы и продемонстрировал пенсионерке медицинский чудо-прибор, часть стоимости которого уже якобы оплачена советом ветеранов. Так что женщине осталось доплатить всего. 10 тысяч рублей. И та насобирала — правда, только девять с чем-то, но продавец милостиво согласился и на эту сумму.
— А потом выяснилось, что аппарат вообще нельзя использовать в домашних условиях! Это было написано в инструкции — надо было просто в нее заглянуть, -резюмировал Герман Смирнов.
В конце прошлой недели он собрал пожилых людей — а именно они, по статистике, чаще всего становятся жертвами мошеннических атак — в малом зале городской Думы. В качестве эксперта перед аудиторией выступил юрист Ярослав Ильин — член общественного совета при городском УМВД и с недавнего времени председатель общественного совета при областном управлении Роспотребнадзора.
По его словам, даже собственному телефону уже давно нельзя ничего доверять — в том числе, фотографии. Их могут выкрасть, запустив через Интернет в мобильный аппарат вредоносную программу, и использовать в преступных целях. Например, создать страницу в социальных сетях и под прикрытием промышлять чем-нибудь нехорошим.
— Так что телефон лучше всего держать чистым — личную переписку удалять, а фотографии перебрасывать на жесткий диск или карту памяти. Точно так же и с компьютером, — говорит Ярослав Ильин. — Тем более, нельзя хранить в телефонах и компьютерах документы с паспортными данными, пин-коды от банковских карточек.
Но и это, увы, не панацея от одурачивания. Наравне с мошенничествами специалисты стали выделять в отдельную группу и так называемые полумошенничества -это когда практически невозможно доказать, что тебя обманывают. Речь идет, например, о навязанных услугах мобильного оператора — они паразитируют на абонентском номере, высасывая из баланса по нескольку рублей в день. За месяц набегает ощутимая сумма. В случае недовольства клиентов операторы стоят на своем: не нужен музыкальный гудок — надо было отключать. Конечно, человек не обязан тратить время и узнавать, что там за непонятная услуга привязалась к его номеру. Однако, уверен юрист Ильин, только бдительностью и настойчивостью можно переломить ситуацию. Надо писать претензию и требовать возврата денег. Возвратят или нет, это вилами по воде написано, но чем больше будет претензий, тем вероятнее, что операторы задумаются над тем, нужны ли им проблемы.
А вообще, бороться с хитроумными любителями нажиться за чужой счет надо если и не их мошенническими способами, то, по крайней мере, жестко и уверенно. Постучал в дверь человек, назвавшийся сотрудником той же соцслужбы или участковым, скажите ему, что набираете 112. Настоящий сотрудник на такой нерадушный прием не обидится -еще и удостоверение для убедительности покажет. А ряженый ретируется.
— Самое главное — понимать, что за бдительность и за звонок в полицию вас никто не накажет. Наоборот, вы, может быть, поспособствуете поимке преступника, — обратился Ярослав Ильин к собравшимся.
И добавил, что если кто-то усиленно навязывает какой-то товар, то лучше взять время на раздумье. Скорее всего, уже минут через пять после ухода настойчивого продавца потенциальный покупатель поймет, что акульи плавники ему, собственно, ни к чему.