X

  • 18 Июль
  • 2024 года
  • № 77
  • 5576

Жизнь осталась в дневнике…

На ближайшие показы нового спектакля «Анна Франк» в театры драмы все билеты проданы.

Труппа со сцены на пятом рассказывает историю еврейской девочки-подростка, которая вела дневник во время оккупации Нидерландов. Ее семья пряталась от нацистов в убежище — на верхнем этаже офисного здания в самом центре Амстердама. Впоследствии дневник Анны стал одним из главных документов, обличающих нацизм. Он входит в десятку самых читаемых книг, был выпущен миллионными тиражами на 70 языках.

На сцене нашего театра его поставил актер и режиссер Александр Тихонов.

… В первые минуты она напоминает Неточку Незванову: стоит одна на сцене — тоненькая, маленькая. Кажется, сейчас откроет рот и скажет: «Отца моего я не помню. Он умер, когда мне было два года», — и дальше, по тексту Достоевского. Но нет. Вместо этого — встряхивает волосами, прижимает к груди дневник-ежедневник и оживленно рассказывает. Что ей 27 (так в подростковом возрасте выглядит начало старости), что она писательница, что есть у нее любимый муж и дочка. Нет, даже две дочки. Она счастлива!

Она — Анна Франк. Маленький бесенок. Умница, которой палец в рот не клади. У нее всегда было много друзей и куча поклонников. Взрослые то и дело сетуют на ее отвратительный характер. Совсем не Неточка, в общем.

Про семью и карьеру писателя -это она мечтает, конечно. Не будет никакой семьи и карьеры: когда Анне исполнится 15 лет, убежище будет обнаружено, все восемь человек, что прятались в нем (семья Франк, семья Ван Даан и доктор Дюссель), отправлены в нацистские лагеря. Одни умрут от тифа, другие — а аду газовых камер.

— От меня останется пепел. Вдруг кто-то вдохнет его? Или смоет с рук? — безжалостно спрашивает со сцены Анна (ее играет молодая актриса Елена Цыбульская).

Дневник оживает на глазах: все, как представляешь, читая его. Как вбегает в комнату мать Анны Эдит (актриса Ольга Игонина), задыхаясь, сообщает, что Марго, старшей сестре Анны (актриса Софья Илюшина), пришла повестка из гестапо, и надо срочно собираться в убежище. Как Анна надевает на себя как можно больше одежды: двое чулок, юбка, платье, кофта, пальто. С чемоданами по улице нельзя — подозрительно.

Убежище — это темная комната с единственным зарешеченным окном, в которое нельзя выглядывать. Это лампочка с абажуром из старых газет. Это огромные кровати, сваренные из металлических прутьев — то ли предметы мебели, то ли решетчатые символы несвободы семьи Франк, которая не выйдет из убежища долгих два года. Такую тайную комнату приготовил Отто Франк, благоразумный и любящий отец семейства (в исполнении актера Сергея Скобелева).

Катя Христозова

К Франкам присоединяется еще одна семья — Ван Даан. Александр Тихонов сыграл здесь на комичности противоположностей: худые интеллигентные Франки теперь живут вместе с очень земными, пухленькими мещанами. Герман Ван Даан (актер Константин Антип ин ) -мастер по изготовлению кровяных колбасок. Его супруга Августа (ее блестяще сыграла Кристина Тихонова) нежно привязана к своей норковой шубе и ночному горшку. Сын Петер (актер Сергей Калинин) — тихий, неразговорчивый юноша.

А позже к ним присоединится и пожилой зубной врач Альфред Дюссель (в исполнении Валерия Рябкова), который вызывает смесь жалости с брезгливостью: не делится с соседями едой, присваивает письменный столик Анны. Впрочем, в замкнутом пространстве убежища почти все его жители оказываются будто бы под увеличительным стеклом -видят недостатки друг друга, ссорятся, мирятся. Спектакль вполне сошел бы за комедию о жизни в коммуналке, если бы не вой сирен, не звуки разрывающихся снарядов, не сообщения хриплого радиоприемника о гетто и тотальном уничтожении евреев. Любое веселье, возникающее в убежище, прерывают звуки реальности. И тем не менее, восемь человек в одной комнате очень хотят жить. Они цепляются за свои вещи («Это последнее, что осталось у меня от прежней жизни!»), смеются, плачут, ругаются, жалеют друг друга, срываются в тоску и страх, а Анна и Петер успевают полюбить друг друга. Два года настоящей жизни. Исполнительницы главной роли Елена Цыбульская скажет потом, что больше всего они хотели показать, что даже такую жизнь, жизнь в заточении можно очень любить!

Но… «Я еврейка, и кто-то решил, что меня не должно быть», -говорит Анна. «И меня», — отзывается ее отец. «И меня», — вторит мать. Их всех — по злой воле чужих людей. Последняя сцена, как расплата за весь смех, что звучал на протяжении спектакля и на сцене, и в зале. Один за другим герои рассказывают о том, когда, как и в каком лагере оборвались их жизни. После каждого короткого монолога на сцене гаснет лампочка.

— Я умерла от сыпного тифа в немецком концлагере Берген-Бельзен, — говорит Марго. Огонек гаснет.

— Я — через три дня после тебя, -заключает Анна. И еще один огонек готов вспыхнуть и исчезнуть навсегда.

— Стойте! — кричит неугомонная Анна. — Я еще забыла сказать: вчера выпал толстый слой снега, а сегодня он уже весь растаял. Вот так.

***
фото: Семья Анны Франк;Актриса Елена Цыбульская.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта