Кризис шаговой доступности
Росстат фиксирует в 2015 году снижение покупательской способности граждан на 20 процентов. Мы стали экономить на развлечениях, походах в кафе, отдыхе, новой одежде, продуктах.
Эта экономия рикошетом ударила по предприятиям общепита и магазинам: на наш взгляд, посетителей и покупателей в них заметно поубавилось. Насколько сильно пострадал бизнес, станет известно при подведении итогов года. А мы спросили горожан: испытываете ли вы какие-то неудобства от закрытия магазинов, кафе, предприятий бытового обслуживания, расположенных рядом с вашим домом или работой?
Светлана Антушева, пенсионерка:
— Я уж год как перестала ходить в большие магазины, они столько денег из кошелька выманивают. Радовалась, что открылся у нас маленький продуктовый киоск возле дома. Все там было, как раньше, — зайдешь, девочки и скидку сделают, и посоветуют что. Но не выдержали они конкуренции — закрылись. А так жалко. Зато вот ювелирные магазины ни один не закрылся. Только вот золотом да всякими бутиками сыт не будешь. Маленькие магазинчики надо сейчас поддерживать, они ближе к народу.
Михаил Татаркин, предприниматель:
— Я-то вкалываю целый день, некогда на витрины глазеть, а вот жена ноет, что один ее любимый бутик прикрыли, другой. Ни голода, ни дефицита лично я не ощущаю.
Татьяна Ботова, 40 лет, госслужащая:
— Рядом с нашим офисом есть небольшой торговый центр. Так с весны в нем поменялись все отделы первого этажа! Не стало отделов с канцелярией, детской одеждой, оптикой, хозяйственный то появится, то исчезнет. Зато недавно открыли там аптеку, а в нашем квартале их шесть штук. Не хватает мастерской по ремонту обуви и сумок. Недавно ходила в такой киоск недалеко от дома, так там очередь.
Надежда Меркова, филолог:
— Сегодня в парикмахерской мастер пожаловалась, что клиентов все меньше становится, даже постоянные стали ходить намного реже. Это с лета началось, сначала они думали, что сезонный фактор, но осенью еще хуже стало. Ждут декабря, обычно к новогодним праздникам женщины все равно стараются сделать прически. И в маникюрном салоне та же история. Клиентки объясняют это вынужденной экономией.
Светлана Прохорова, старший продавец:
— Конечно, неудобства испытываю. Но даже не столько от закрытия магазинов, их пока хватает, сколько от того, что кризис с этими магазинами делает. Я сама работаю продавцом, так нам стали в два раза меньше платить. Под разными предлогами — то за какую-то недостачу вычтут, то просто не доплачивают за переработку. А еще люди стали больше из магазинов выносить неоплаченных товаров, воровать. Да-да, это вам сейчас любой, кто работает в торговле, подтвердит.
Василий, футбольный болельщик:
— Одна торговая точка закрывается, на ее месте тут же открывается новая. Так что никаких неудобств нет. Ассортимент-то одинаковый. Да и цены тоже. Вот их рост — это главное неудобство.
Дмитрий Кулягин:
— Я не заметил массового закрытия. Правда, кое-какие изменения все же вижу: магазинчики шаговой доступности перестали заказывать дорогое спиртное. Раньше бутылки и по полторы тысячи стояли, и по три, а теперь самые дорогие — 400 рублей. Продавцы говорят, что народ перешел на напитки подешевле.
Наталья, экономист:
— Живем на улице Гнаровской. Рядом, в принципе, есть магазины «Райт», «Пятерочка» и «Магнит», но свежие фрукты и овощи там не всегда найдешь. Раньше их продавали в павильончике, недалеко от дома, но потом павильончик убрали. Якобы потому, что наша улица — гостевая, по ней лежит путь к Центру дзюдо, и никаких киосков вдоль нее стоять не должно.
Валентина Владимировна, пенсионерка:
— Я слышала, как продавцы в магазине «Мостовский», что у нас рядом с домом, говорили о планах на закрытие. Пока он еще дюжит, но народу в нем мало — очень все дорого. На рынок ходим, там свежее и дешевле.
Опрос подготовлен собственными корреспондентами газеты