Клянусь, что замышляю только шалость
Режиссер Светлана Ханжина, словно воплощенное настроение молодежного театра «УЮТ», передвигается по холлу с кружкой чая в руках. Дает актерам и администраторам последние советы и наставления.
Через десять минут студия покажет на сцене дворца «Пионер» первый в своем репертуаре детский спектакль «Богатырь Степан Ромашкин» по пьесе омского драматурга Дмитрия Войдака.
«Картонное хулиганство для всей семьи» — интригует надпись на программке, с которой улыбается во весь рот богатырь Ромашкин. Такой, каким его увидели художница Настя Франц и дизайнер Юлия Доценко.
— А что такое картонное хулиганство? — спрашиваю я, невольно улыбаясь в ответ главному герою.
— Смысл пьесы Войдака в том, что героем может быть любой человек. Для этого не обязательно спасать мир, можно просто совершить добрый поступок, — говорит Светлана. — Мы подумали, что и актером, хотя бы ненадолго, тоже может стать любой человек. И наши ребята, они ведь не профессиональные актеры. И наш зритель, которого мы пригласим на сцену из зала. В спектакле много живого общения с детьми, много игры, смеха, шуток. Потому и хулиганство. А картонное, потому что все декорации очень незатейливы, выполнены из картона практически на коленке.
Сделано это не от нехватки средств или фантазии. Светлана считает, что даже о важных вещах — о доброте, о дружбе, о любви к Родине — можно рассказать детям без пафоса и патетики.
Судя по реакции зала на закрытом показе, который предварял премьеру в «Пионере», дети такой минимализм в оформлении поняли и приняли.
— Я верю, что камень на сцене был не картонный, а настоящий — сказал один ребенок на обсуждении. И я верю. И для меня в этом заключается самое главное волшебство театра, — улыбается Светлана. — Спектакль только начинает жить. Конечно, мы увидели и недостатки. Много импровизации — много возможностей для актеров раскрыться и сделать один показ непохожим на другой. Но некоторые моменты общения с залом получились не такими интересными, как нам того хотелось. Будем совершенствовать эту часть. К четырем декабрьским выступлениям полностью поменяем декорации.
— В Екатеринбурге на фестивале-лаборатории «За!Текст» эскиз вашего спектакля был признан лучшим. Это эксперимент из любопытства, или есть желание и дальше развиваться в детском театре?
— Я бы хотела двигаться дальше, и актеры меня в этом поддерживают, — говорит режиссер. — Некоторые из них работают с детьми профессионально по роду деятельности, так что для них это очень близко, очень знакомо. К тому же, нам кажется, в городе детский театр — достаточно свободная ниша. Кроме кукол и «Ангажемента» практически никто не ставит детских спектаклей. На фестивале в Екатеринбурге много говорили о том, что сейчас детям нужно, что им интересно в театре? Я думаю, что всегда будут востребованы истории о добром и вечном.
Впрочем, стоит оговориться, легкомысленная сказка о богатыре с «фамилией в цветочек» хоть юмористическая, но не совсем детская. Наверняка в некоторых миниатюрах мамы и папы увидят сценки из собственной обыденной жизни и от души посмеются над ними вместе с детьми.
Мне лично, уходя из «Пионера», хотелось закрыть программку с радостным восклицанием: «Шалость удалась!»
***
фото: Светлана Ханжина.