Знаменитый поэт Сережа
Ласково и по-домашнему -«Сережа» — назвал первую премьеру нынешнего учебного года студенческий театр «Актис» института культуры. Премьера состоялась в понедельник в зале колледжа искусств -при аншлаге, который обеспечили студенты института и ученики школы N16.
Сережа — это, конечно, о Есенине. О ком же еще с такой нежностью, как о родном? Режиссер спектакля, заслуженная артистка России Елена Орлова перед началом спектакля так и сказала: «О нем трудно говорить, потому что написано много, а знаем мы, тем не менее, мало. И все говорят о поэте по-разному, часто используют слова нелестные. Мы же считаем, что любой человек — это, прежде всего, душа. Та незамутненная душа, которую так легко разглядеть в детях и трудно во взрослых. Но и у взрослых она есть, только прячется глубоко внутри. Именно об этой душе мы и хотим рассказать».
У «Актиса» получилась добротная студенческая постановка: видно, что играют еще не профессионалы, но уже и не новички -третий курс, который воспитывают Елена Орлова и Валерий Архипов, заведующий кафедрой актерского искусства. « Сережу» задумывали как будущую дипломную постановку: постановка со временем обкатается, дополнится, расцветет. Наверное, раскроются в своих ролях и молодые артисты.
Ориентирован спектакль тоже на молодежь — ту, которой о Есенине мало что известно. Отсюда и некоторая прямолинейность: выходит на сцену белокурый юноша (студент Григорий Филатов) и говорит в зал: «Меня зовут Сергей Есенин. Я родился… Я учился… Я отправился в Петербург.» Для зрителей-школьников получился отличный экскурс в биографию поэта.
Но если отбросить дипломные и просветительские планы, которые имеют на новый спектакль его создатели, можно сказать: уже сейчас «Актис» рассказывает со сцены не пафосную, тихую историю о мальчике Сереже — знаменитом русском поэте.
Ставку постановочная группа грамотно сделала не на скандальном поведении поэта. Будто каждый второй и так не знает и про пьянки, и про гулянки. И про дурацкие косоворотки, которые, ерничая, носили с другим поэтом, Николаем Клюевым, смущая петербургскую общественность. И про неудавшийся брак с Айседорой Дункан. И про то, что Есенина за дурное поведение в Петербурге не арестовали лишь из-за приклеенного к нему ярлыка «певца деревни».
На сцене совсем другой Есенин: и правда — душа.
В обрамлении цветных платков, балалаек, старых, с желтизной фотографий на заднике сцены, мечется совсем еще парнишка, хочет выбиться в люди, в поэты. Чтобы печатали и любили. Сам почти невесомый, еще не обросший славой, которая, как ни крути, тянет к земле.
Как легко сценический язык переходит с прозы на лирику -можно и не заметить. Стихи со сцены звучат не только есенинские, но любые, которые авторы сочли подходящими. А заодно все то, от чего поэт не хотел оторваться — деревенские сказки про обиженных девок, белых лебедушек, доброго Деда Мороза и прочие лесные чудеса. Все это составляло мир молодого поэта Сережи, это же и раздвинуло границы ученической постановки, сделав ее личной, как будто и режиссер, а актеры признаются Есенину в своей любви.
… На третьем актерском курсе всего три мальчика. Большие надежды возлагают на Григория Филатова: он главную роль в еще одном спектакле «Актиса» «Конек-Горбунок» исполняет, а в новой постановке ему Есенина доверили. Но девушки не отстают: они и танцуют, и поют, и мальчишек играют, и старушек, и несчастных деревенских баб, насильно выданных замуж. Не всегда получается правдоподобно, не всегда хватает умения. Иногда получается даже чуточку комично, но смешками сыпать не хочется. Во-первых, возраст у них пока студенческий: главное — попробовать все амплуа и роли, что доверят опытные режиссеры. А во-вторых, учиться стыдно не бывает.
… Некоторые театральные режиссеры говорят, что по-настоящему спектакль может состояться не на премьере, а после седьмого или даже десятого показа. Тогда уже понятно: будет постановка жить долго или завершится вместе с сезоном. Спектакль «Сережа» покажут еще много раз, у него есть все шансы превратиться в долгожителя сцены.
***
фото: Есенин в исполнении Григория Филатова;Сцена из спектакля.