Автошколы в погоне за «чайниками»
Проверяя автошколы, инспекторы ГИБДД натыкались на разные фирмы. Например, расположенные на… территории пилорамы. Никакого автодрома там и в помине не было. Так, грунтовая площадка.
Из 68 областных образовательных организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств, одобрение Госавтоинспекции получили только 44. После масштабной зачистки, начатой летом прошлого года, в городе осталось чуть больше 20 автошкол, чья учебная программа и материальная база соответствуют новым требованиям.
Но свою работу продолжают и нелицензированные организации, которые вставляют палки в колеса тем, кто прошел кучу согласований, платит налоги и содержит собственные автодромы и автопарк. Нелегалы заманивают клиентов фантастически низкими ценами, а на выходе дают ученикам минимум знаний. Есть случаи, когда автоинструкторы вместо положенных 56 практических часов занимаются с курсантами только… 24 часа, а в контрольной карточке указывают, что выполнили свои обязательства перед клиентом в полном объеме.
— Потом эти люди приходят к нам и просят доучить их, — рассказал на межведомственном совещании, посвященном качеству обучения кандидатов в водители, директор УПК «Автомобилист» Алексей Шукшин.
Люди готовы переплачивать за дополнительные занятия на стороне, но не готовы обратиться с жалобой на обманувшую их фирму в контролирующие инстанции, потому что боятся: их лишат свидетельства об окончании нелицензированной автошколы и не допустят на экзамен в ГИБДД. Впрочем, инспекторы и сами стараются обращать внимание на то, из какой автошколы приходят к ним кандидаты в водители. Особенно, если те не сдают экзамен с первого раза. Некоторым уже давали от ворот поворот: мол, сначала выучитесь как следует, а потом возвращайтесь.
По мнению Александра Архипова, начальника отделения регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД по Тюменской области, это по справедливости: взрослые люди, решившие сесть за руль — что само по себе огромная ответственность, — должны и к выбору учителя подходить ответственно. Ориентироваться, в первую очередь, не на низкую цену, а на легальность учебного заведения. Список автошкол, прошедших соответствующую проверку, всегда можно найти на официальном сайте ведомства. Либо попросить у сотрудников учебного комбината продемонстрировать документ о соответствующем допуске.
А все, что остается тем, кто уже попал впросак с выбором автошколы, — требовать с нее через суд возврата потраченных на некачественное обучение денег.
… Но нелегальны е организации — это лишь одна сторона «автошкольной» медали, которая, как ее ни крути, пока не очень-то радует глаз. Настоящая война за клиента разгорелась и между организациями, входящими в реестр благонадежных. Прием все тот же — одни занижают цену и экономят на практических занятиях. Другие, глядя на них, тоже делают скидки, что-то исключая из программы.
Пытались одно время создать союз автошкол и договориться о средней цене за обучение, ниже которой нельзя опускаться, — в интересах же клиента, но УФАС заподозрил руководителей организаций, проявивших инициативу, в сговоре и наложил на них штрафы. С тех пор о ценообразовании они говорить остерегаются, но и молчать не могут.
— Последнее время работаем в убыток себе, — сказал директор автошколы «Престиж» Виктор Буторин. — Наступит время, и мы уйдем с рынка, потому что вслед за нечестными организациями тоже катимся ко дну. А делать этого не хочется!
По большому счету, стенания руководителей автошкол по поводу нечестной ценовой политики в их сфере деятельности так и повисли в воздухе, как и год назад, как и два.
Акцент участники совещания сделали на том, что если уж взялся за гуж, не говори, что не дюж. В том смысле, если автошкола набрала группу курсантов — сколько бы они ни заплатили за курсы -будь добр качественно подготовить их. Можно сколь угодно тыкать пальцем в сторону нелегалов, но на дорогах часто происходят ДТП, спровоцированные учениками и легальных организаций.
Заместитель председателя областной Думы Геннадий Корепанов высказал резкое суждение о том, что разрубить этот гордиев узел некачественной подготовки кандидатов в водители можно, только передав их обучение в руки государства. Как это уже было когда-то. По словам Геннадия Степановича, автошкола обязана дать ученику не только элементарные навыки управления транспортным средством, но и знания об устройстве автомобиля и, что очень важно, привить культуру вождения. Сейчас она оставляет желать лучшего.
Дабы познакомить кандидатов в водители с реальной ситуацией на дорогах, областное УГИБДД вызвалось проводить для них бесплатные уроки.
— Мы согласуем график — такой, чтобы всем было удобно, — сказала начальник отделения пропаганды Анжела Борисова. — И пусть это будет один урок за весь курс, но мы постараемся уложить в него как можно больше информации. Кроме того, у курсантов будет возможность пообщаться с инспекторами, что само по себе тоже полезно — как правило, на экзамене кандидаты в водители чувствуют себя очень скованно, потому что боятся сотрудников.
Инспекторы же хотят обрести в лице начинающих водителей союзников, а не противников.
— Мы общаемся со студентами, сейчас многие молодые люди уже иначе относятся к вождению и автомобилю. Говорят, что если купят машину, то хотят, чтобы она служила им долго и с пользой, -рассказал начальник областного УГИБДД Геннадий Лоточкин. — Это рациональный и грамотный подход. Надеемся, что со временем таких водителей будет все больше.
А пока еще немало тех, кто уверен — главное, найти предложение подешевле, а водителя из них сделают по мановению волшебной палочки, за пару практических занятий на отшибе, в какой-нибудь промзоне.
***
фото: На практические занятия по новым требованиям предусмотрено не менее 56 часов;А перед практикой не лишним будет позаниматься на тренажере.