Таланты и поклонники
Долгожданный фестиваль Дениса Мацуева в нашем городе впервые затмило другое музыкальное событие — рождение тюменского симфонического оркестра.
Кажется, огромная и пока еще не совсем отчетливая тень этого новейшего организма накрыла весь город. С полным правом директор филармонии Михаил Бирман говорит: «Это историческое событие!»
ФЕСТИВАЛЬ, ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
В кассе филармонии можно вывешивать табличку: «На премьеру симфонического оркестра билетов нет». Премьера пришлась на второй день фестиваля, первый же — 19 ноября — прошел в режиме праздничном, но без аншлага. Первое отделение отдали молодым, зато уже известным и в России, и за рубежом музыкантам Филиппу Копачевскому (фортепиано), Павлу Милюкову (скрипка) и Александру Бузлову (виолончель). Трио для исполнения выбрало Петра Чайковского «Памяти великого артиста».
Чайковский написал это произведение, будучи потрясенным смертью Николая Рубинштейна -основателя Московской консерватории, брата композитора Антона Рубинштейна. Большую роль он сыграл в становлении Чайковского-композитора, имел на него сильное влияние. Да что там, шесть лет Петр Ильич прожил в московской квартире Николая Рубинштейна -две величины под одной крышей.
Кроме того, Рубинштейн дирижировал всеми симфоническими произведениями Чайковского, написанными до 1881 года — года своей кончины. Среди этих сочинений — первые четыре симфонии, «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио». Под управлением Николая Рубинштейна прошла легендарная премьера оперы «Евгений Онегин» 29 марта 1879 года в Московской консерватории силами ее студентов, молодых восторженных людей…
Во втором отделении на сцену вышел сам Денис Мацуев — аккомпанировал Михаилу Петренко (бас), которого по счастливому стечению обстоятельств удалось пригласить на фестиваль. Вообще-то, Петренко востребован настолько, что его концертная деятельность распланирована на несколько лет вперед. Для Тюмени певец и пианист приготовили уникальную программу «Восемнадцать романсов» Сергея Рахманинова.
… В холле филармонии гостей встречали большой выставкой картин заслуженного художника России Александра Павлова. Ее можно назвать традиционной: сотрудничество живописца Павлова и пианиста Мацуева дает свои плоды столько же лет, сколько в нашем городе проводится фестиваль. Каждый год Мацуев готовит новую программу, а Павлов — новые картины.
ОРКЕСТР ЕСТЬ!
Сколь ни была хороша программа первого дня фестиваля, а горожане все же больше ждали дня второго. И не только они: волнение и предвкушение заметны и в поведении трех участников пресс-конференции, которая предваряла фестиваль. Денис Мацуев, Михаил Бирман и Евгений Шестаков говорили в основном о рождении симфонического оркестра.
Дирижер нового коллектива, заслуженный деятель искусств Шестаков сказал, что никогда в жизни, кажется, не испытывал подобного волнения. Мало кто знает, что ему и директору филармонии Михаилу Бирману пришлось пережить еще во время прослушивания музыкантов. Получится собрать настоящий коллектив или нет — заранее никогда нельзя сказать наверняка. Евгений Иванович не скрывает, что сомнений было много, ошибались тоже не один раз — пришлось делать замену музыканта даже в ноябре. И, тем не менее, сегодня, когда 64 человека, 13 оркестровых групп играют вместе, стало очевидно — оркестр есть.
— За короткий срок — чуть более двух месяцев — оркестр с нуля подготовил две наисложнейшие программы, — рассказывает Шестаков. — Они по плечу коллективам, которые существуют лет 50. А наши музыканты никогда прежде не играли друг с другом!
Например, в этом году фестиваль Дениса Мацуева решили завершить не джазом, как это было прежде, а сложнейшим Концертом N 2 для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева.
— Это музыка не популярная, -говорит дирижер. — Ее редко исполняют. Сам Денис будет играть этот концерт только в пятый раз. Потому что, выражаясь современным языком, он дико сложный: и для оркестра, и для солиста.
Народный артист России Мацуев в свою очередь поздравил тюменцев с большим событием.
— Рождение такого коллектива — очень хороший знак. Решение губернатора Владимира Якушева на долгие годы сохранится в памяти российской культуры. Примеров создания оркестра с нуля и в мире-то мало, разве что в Китае или Венесуэле, где культура в приоритете. Несмотря на нелегкую экономическую ситуацию, я считаю, что такие вещи не просто похвальные. Они служат образцом для других регионов. Это не значит, что надо везде создавать оркестры, но надо поддерживать имеющиеся коллективы и филармонии — это правильно. Браво всем, кто принял решение о создании оркестра.
Директор филармонии Михаил Бирман сказал, что благодарен Мацуеву за то, что тот и словом, и делом многие годы поддерживал идею создания симфонического оркестра.
— В течение двух месяцев я присутствовал почти на всех репетициях, наблюдал за оркестром с первых его шагов. Даже раньше, когда его еще не было, во время отбора. Все прошедшие конкурс музыканты, если так можно сказать, штучный товар. Мы отобрали лучших. Наличие оркестра — это показатель высокого уровня культуры города. Я благодарен Денису Леонидовичу за то, что он стоял у истоков создания оркестра.
Впереди у новорожденного коллектива большая серия концертов, раскачиваться музыкантам некогда. Дирижер Шестаков считает, что раз взялись за гуж, должны оправдать доверие.
— Мы хотим, чтобы публика о нас знала. Знала, что ей не надо никуда ехать, чтобы послушать живой оркестр. Вот он! Моя мечта: сотни людей, потом тысячи и десятки тысяч обсуждают выступления оркестров, замечают его взлеты и спады. Он — живой организм, для него спады вещь естественная. Я мечтаю, чтобы люди после концерта звонили друг другу и говорили: «а в третьей части Бетховена вторая валторна «наваляла», «а вот флейта сыграла хорошо». Чтобы люди обсуждали родной, свой тюменский оркестр. Мы хотим, чтобы люди этим жили.
Денис Мацуев, между тем, заверяет, что у нашего оркестра есть все шансы играть не только дома, но выезжать в другие города. Например, давать концерты вместе с ним.
— Я почти каждый день выступаю и уважаю разные коллективы, сказал пианист. — Главное сейчас для музыкантов тюменского оркестра притереться друг к другу. Атмосфера в коллективе здоровая, это видно с первых же секунд: музыканты хотят играть.
… А мы хотим слушать музыку. Наконец желания и возможности совпали!
***
фото: Денис Мацуев, музыковед Надежда Коваленко и Михаил Петренко;Евгений Шестаков;Гости первого дня фестиваля.