Безработный, но не без работы
Газетный художник, потерявший работу, взял и сбежал… На дачу! И, чтобы успокоить мятущуюся душу, перекидал машину песка. Все на пользу!
Не скрою, и я был расстроен, когда узнал, что карикатурист Женя Кран попал под сокращение в одном из уважаемых тюменских СМИ (которое из соображений профессиональной этики называть не стану).
Об увольнении художник рассказал сам и выглядел грустным. Все-таки мы, бывшие советские люди, зациклены на принадлежности к трудовому коллективу с его устоявшимся круговоротом событий и правил. Сейф и трудовая книжка в нем; бухгалтерия и касса; два дня получки в месяц, соцпакет и новогодний банкет среди знакомых лиц…
И вот Евгений Андреевич очутился в свободном полете. Я, впрочем, не сомневался, что подъемный на всякие затеи и придумки Кран быстро придет в норму. Так и произошло. При новой встрече он выглядел спокойным и оптимистично настроенным. И, хорошо поговорив за чаем, мы пришли к позитивному выводу, пусть придуманному до нас: все, что ни делается — к лучшему.
«Художника без работы не бывает?» Чуть наивный вопрос собеседник перевел в эмоциональный ответ: «Работы — прорва! Надо только не лениться, искать. А главное — соответствовать тому, что требуется сделать».
… Но, пребывая в настоящем, мы невольно вернулись в прошлое.
Как говорили в старой шоколадной рекламе, шок — это по-нашему. Женя сильно удивил, сообщив, что дорогу к мосту в створе моей улицы Профсоюзной строил и он, выпускник Тюменского инженерно-строительного института. Поступал в вуз, наступив на горло собственной песне. Родители были не против, чтобы он рисовал — «но сначала получи хорошую профессию!»
Сегодня он говорит чуть шутливо: «Я с детства художник, а все остальное — бесплатное приложение». Начинал со стенгазет. Мама была их редактором везде, где трудилась, а сын рисовал картинки. Стенгазеты выпускались чаще всего к праздникам, а потому Женя начал с. добросовестного воспроизведения поздравительных открыток. А уже потом, когда понял, что увлекся не на шутку играми с карандашом и ватманом, записался в детскую художественную школу им. Митинского.
И так вошел во вкус, что нарисованные им портреты (даже Ленин там был) несли на демонстрациях. А в институте, когда кабинет военной подготовки решили украсить диорамой «Битва на переправе» (сюжет не был привязан ни к какой конкретной операции Великой Отечественной), Женя нарисовал все, что сопровождало и дополняло макет сражения.
После восьмого класса он понес документы в училище искусств — и не прошел по конкурсу. Живопись всегда ему не очень удавалась. «Сказали: краски у тебя какие-то блеклые, скучные, неяркие. Сейчас, когда надо поработать в цвете, обращаюсь к компьютеру — вот где буйство красок!»
В 80-е он пять лет отпахал в Свердловске, возвратился, снова строил в Тюмени дороги. И, наконец, почувствовал, что песок, щебень и асфальт его больше не вдохновляют — совсем. Победило обыкновенное человеческое желание получать от работы удовольствие. И первой газетой, где понадобился Кран, стала «Сударыня».
… Теперь он трудится по месту жительства. Хотя признается, что привыкает трудно: «Сидеть целый день дома — издевательство над организмом». Называет это «сменой образа жизни» — не смертельно, но болезненно. И не сомневается, что плохие ощущения пройдут. «Остаюсь в теме, в деле — у меня несколько трудовых договоров с различными изданиями, в том числе московскими и питерскими. Карикатура не умирает, что бы об этом ни говорили. Хотя бывают и иные заказы — например, проиллюстрировать ту или иную статью. А газета «Панорама ТВ» в Санкт-Петербурге просит всегда чистый юмор, далекий от политики».
Евгений Андреевич и не чурается смежных областей. Вдруг почувствовал острый интерес к оформлению детских книг — и поработал в творческом тандеме с Василием Михайловым, одним из тюменских авторов, пишущих для ребятни. Сотрудничает и с живущим в Нью-Йорке писателем Константином Монастырским. «Живу в Интернете. Там можно почерпнуть бездну свежей информации, навевающей сюжеты рисунков».
Остается, впрочем, заноза беспокойства. «Меня волнует мой статус. В свои 55 чувствую себя в отличной форме и могу трудиться, не разгибаясь. Но — я копаюсь в работе: это мне интересно, а вот то, извините, нет. Могу ночами не спать, придумывая, как выстроить рисунок. Бывают такие задания, что требуют, так сказать, длинных мыслей. Вот и думаешь, ворочаешься с боку на бок. А идея нередко приходит наутро. Словно солнечный поцелуй через окно!»
Это и есть реальная жизнь творческого человека. Где почти всегда присутствуют неудовлетворенность собой и ощущение, что лучшее твое произведение еще впереди. Где темные краски смешаны со светлыми, но последних всегда больше — иначе мастер неизбежно превратится в наводящего тоску на других нытика. А это точно не про него, Женю, любящего пошутить и от души рассмеяться. И не лишенного, кстати, самоиронии.
Провожая гостя, я мысленно пожелал ему вслед: пусть все устроится, уладится, срастется. И пусть художник спокойно творит, ощущая себя востребованным и уважаемым человеком. Нужным в любые времена.
Предлагаем вашему вниманию одну из карикатур героя этой публикации.
***
фото: Евгений Кран на тюменской международной выставке карикатур, где он был удостоен приза.;Евгений Кран на тюменской международной выставке карикатур, где он был удостоен приза.