X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Коммунальный интерес

Программа поездки заместителя министра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса в Тюмень состояла из двух частей: практической и теоретической.

В трех точках города планировалось посмотреть, как решаются самые актуальные на данный момент проблемы ЖКХ: взаимоотношение государства и бизнеса в сфере ресурсоснабжения, реализация программы по капитальному ремонту многоквартирных домов и программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. Затем Андрей Чибис провел выездное окружное совещание по теме государственно-частного партнерства и регулированию тарифов.

ОПЫТ КОНЦЕССИИ

Первой точкой посещения стал «Тюмень Водоканал». Именно с этим предприятием разрабатывается первое в ресурсоснабжающей сфере региона концессионное соглашение как форма государственно-частного партнерства.

— Концессионные соглашения принципиально важны, — уверен Андрей Чибис. — В них есть потенциал модернизации с минимальным вложением государственных инвестиций. Когда частник или банк рискует деньгами — эффективность работы много выше.

Для нашей страны концессия -то есть привлечение частного бизнеса в управление государственной собственностью — явление не новое, скорее, хорошо забытое старое. Результатами такого партнерства Россия «кормилась» еще при Петре I, иностранные концессии были широко распространены и при НЭПе. В современных условиях о концессии вспомнили, когда речь зашла о реставрации памятников архитектуры. Это работа, как и модернизация объектов ЖКХ, требует огромных вложений, но необходимого количества средств в бюджете нет. Зато их может вложить частник. В Москве, например, так отреставрированы сотни памятников архитектуры. Частному инвестору выгодно отремонтировать привлекательное для него историческое здание, а потом эксплуатировать его за символический рубль аренды. При этом сам объект остается в государственной собственности.

По словам замминистра, в России уже заключено 535 концессий, хотя «не все они являются качественными». Задача регионов — не повторять ошибок. Но есть и примеры для подражания. В сфере ЖКХ, например, Волгоградский водоканал.

Впрочем, и «Тюмень Водоканалу» есть чем гордиться. О наших достижениях Андрею Чибису рассказал Мугаммир Галиуллин, гендиректор предприятия. За несколько лет удалось снизить водопотребление в городе почти на треть. Не за счет ограничения подачи, а за счет рационального потребления. Этому способствовала массовая установка приборов учета (в 93% многоквартирных домов). До 2007 года подача воды в город была неравномерной, случались перебои. В 2008 году установили ручной режим управления системой подачи воды из центральной диспетчерской. Теперь — внедряется система «Астра», которая позволит регулировать давление в контрольных точках сети без человеческого фактора.

Проверил министр и работу call-центра: как диспетчеры работают с исходящей информацией, как оповещают горожан об отключениях, как ведут обратную связь и контролируют качество и оперативность выполненных работ.

— Что входит в топ-5 самых частых обращений? — уточнил замминистра.

— Около 60% — информация справочного характера, в том числе разъяснения по начислениям, платежам, тарифам, а 40% — жалобы на отсутствие воды. Причем не только холодной, но и горячей (хотя к «Водоканалу» она не имеет никакого отношения), — пояснила Любовь Вакарина, начальник информационно-диспетчерского центра предприятия.

Андрей Чибис тут же устроил экспресс-экзамен диспетчерам.

— Назовите тариф на водоснабжение и водоотведение? — задал он вопрос Евгении Зарубиной. Она ответила быстро и безошибочно: 25,79 и 16,34 рубля за один кубометр соответственно.

Из всего увиденного и услышанного замминистра сделал вывод: «Добросовестный частный бизнес более эффективен и рационален, чем муниципальные предприятия. Наша стратегия — активно привлекать частный бизнес к управлению инфраструктурой. Тюменский опыт позитивен, хотя есть над чем работать».

ЭФФЕКТ ОТ «МЕТОДА ТЫКА»

Не в теории, а на практике проверил замминистра и реализацию программ по переселению из ветхого и аварийного жилья. Для этого он даже изменил первоначальный график посещения объектов. Куда делегация направится после «Водоканала», все узнали только в машинах. Поехали в микрорайон, где недавно прошло большое заселение по этой программе. Дом N 168, корп. 3 по улице Широтной. Здесь Андрей Чибис не ограничился только отчетами сопровождавших его чиновников, решил зайти в одну из квартир. В какую — определилось «методом научного тыка». В лифте нажал на 8 этаж. Но выбор оказался неудачен — в середине рабочего дня никого из жильцов не застали дома.

— Мы же людей не предупреждали, — сказала Лариса Теплоухова, замглавы администрации города.

Тогда Андрей Чибис пошел в соседний дом — N 170. Там переселенцам выделили 233 квартиры. На крыльце делегация встретила молодую маму с ребенком. Андрей Чибис сразу вступил в диалог. Расспросил, когда получили квартиру, нет ли жалоб. И они нашлись -плесень покрыла откосы окон. Почему? Решили разобраться на месте. В семье Гырбу не ожидали в тот день увидеть в гостях замминистра ЖКХ. Но встретили посетителей, в том числе и десяток журналистов с камерами и микрофонами, благожелательно. Разговор состоялся честный. В итоге -представители управляющей компании обещали в течение недели все исправить. Хотя объяснили, что часть вины лежала и на самих жильцах. Переселенцы из бараков еще не научились правилам эксплуатации пластиковых окон.

КАПРЕМОНТ — СО ВСЕХ СТОРОН

Пятиэтажке по улице Пермякова, 43 повезло. Она успела попасть в программу капитального ремонта домов по софинансированию. Здание постройки середины 70-х годов отремонтировали сверху донизу. Жители заплатили за это только пять процентов от стоимости работ, в рассрочку.

— Капремонт у нас прошел на высшем уровне, — начала Лариса Белова, председатель совета дома. -Сделали крышу, подвальные помещения, лестничные марши, проводку, цоколь, отмостки. Не жизнь теперь — а красота.

— Перехваливаете, — усомнился Андрей Владимирович. — Неужели и жалоб нет?

— Конечно, есть, — согласилась она. — Мы ведь теперь сразу две платы за капремонт вносим — свои 5% плюс 7,50 по новой программе.

— И как программу люди воспринимают? — поинтересовался министр.

— Да не очень, — призналась председатель. — Говорят, зачем платить, если капремонт уже не нужен.

— А много в доме должников? -продолжал диалог на морозе Чибис.

— Процентов 25. И больше молодых, чем пенсионеров, — сетовала Лариса Петровна. — Пробовала с ними беседы вести, так теперь они со мной не разговаривают, отворачиваются.

— Рассуждая по справедливости: если ты — собственник, бережешь свою квартиру и дом — плати, — сказал замминистра. — Но многие считают, что кто-то за них должен решать проблемы жилья, причем бесплатно. А должно быть так: получил услугу — заплати. Есть те, кто считает, что долги по квартплате — дело десятого порядка. Поэтому мы повысили пени, которые начисляются с четвертого месяца задолженности. Теперь эти проценты сравнимы со стоимостью потребительского кредита. Так будет честно. Мы на правильном пути. В России стартовал Большой ремонт. И выполнить эту программу — наша общая задача.

***
фото: Андрей Чибис с жильцами отремонтированного дома.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта