X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Когда не в коня Коляда-корм

На 20-й минуте спектакля «Гамлет» в исполнении екатеринбургского «Коляда-театра» из зала вышли первые зрители. Еще через 15-20 минут, недовольно ворча, к выходу двинулась вторая группа. В результате, до финала постановки остались только две трети переполненного перед началом показа зала.

«Коляда-театр» на большие гастроли в тюменский молодежный театр «Ангажемент» имени Загоруйко привез разные спектакли. Были замечательные детские постановки, которые шли днем и получили множество добрых отзывов. А вечером «Коляда-театр» преображался: становился труппой, которая играет для взрослых и поднимает взрослые темы. Народ на эти спектакли повалил: еще со времен фестиваля «Золотой конек» зрители помнят, что «Коляда» — это нечто особенное, культовое, как принято говорить. Но оказалось, мы работы гостей помним довольно смутно, отвыкли. Теперь нас шокирует хлам, из которого режиссер и драматург Николай Коляда нередко творит сценическую действительность. Нас удивляет отсутствие реверансов в сторону широкой публики и заигрываний с ней. А то, что спектакли «Коляда-театра» далеко не всегда однозначны и над ними надо думать, — тоже не всем подходит.

Получается, не все сегодня в театре существует для того, чтобы развеселить и развлечь зрителей? Я радуюсь: ура!

Показанный нам вариант «Гамлета» (поставленный не вчера, а в 2007 году) оказался чем-то вроде шоковой терапии. Сначала на небольшую сцену «Ангажемента» вываливается толпа размалеванных, полуголых, агрессивных оборванцев. Они топают, кривляются, разбрасывают винные пробки, консервные банки, фантики — словом, всю ту мелочь, из которой Коляда умеет сотворить свой мир. Похожий на дворового балбеса Клавдий (актер Антон Макушин) произносит свой первый монолог, сидя голым в большой черной ванне, в окружении придворных, от подобострастия по-собачьи высунувших языки… королева Гертруда распутна и отвратительна. Больше всего королевский дворец Эльсинор напоминает пещеру, где поселились полулюди-полуобезьяны со своими первобытными верованиями и языческими камланиями жрецов. Зрелище неприятное, гротескное.

Катя Христозова

Как и должно быть, единственные мыслящие, отягощенные моралью люди в этом зверинце — сам принц Гамлет (заслуженный артист РФ Олег Ягодин) и не совсем человек, а призрак его отца (Николай Коляда). Пострадавшая, так сказать, сторона. Нежная Офелия (актриса Василина Маковцева) более всего похожа на размалеванного грустного зверька, хоть и мало понимающего в происходящем, но зато доброго и неопасного. Недаром по версии Николая Коляды она не топится: ее, окончательно сошедшую с ума, уносит с собой призрак отца Гамлета — туда, в небытие, где ей, наверное, будет лучше.

Посыл Коляды, если вам хватило терпения внимательно досмотреть спектакль до конца, понятен. Он убивает сразу нескольких зайцев. Например, демонстрирует, как удачно можно сегодня применить смеховые приемы, что использовались в театре в XVI-XVII веках: красные носы, здоровенные голые животы у мужчин и все в этом духе. Еще — ловко высмеивает псевдоклассический пафос современного академического театра, против рутины и мертвечины которого давно борется. Делает он это жестоко, уводя повествование в плоскость плотского, но зато очень понятного.

Катя Христозова

Глядя на сцену, думаю, что на нее, а часто и на весь наш мир лучше смотреть только близоруким -не видно грязных подробностей, приятнее живется. А «Коляда-театр» из тех, кто немилосердно подает очки с нужными диоптриями.

… Не берусь судить, кто прав. Зрители, часть которых не знает сюжета шекспировского шедевра (это было понятно из тихих разговоров в зале) и пришла отдохнуть, насладиться «высокой классикой»? Или актеры и режиссер, которые не стесняются шокировать и философски относятся к уходу зрителей? Наверное, правы обе стороны. Ведь не зря Гамлет «Коляда-театра» со сцены вполне внятно рассуждает о том, что некоторые спектакли для иных зрителей — не в коня корм? Наверное, это естественный ход вещей.

***
фото: Придворные Эльсинора;Олег Ягодин – Гамлет;Василина Маковцева — Офелия.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта