В кинозал на тренировку мозгов
В ноябре в ТюмГУ и ТюмГНГУ пройдут сеансы научных фильмов в рамках проекта «Дни научного кино».
О том, что научное кино — это не скучно и даже полезно для широкой публики, мы говорим с директором фестиваля Екатериной Хаустовой и программным директором Ириной Белых, которые привезли «Дни.» в Тюмень.
Ирина Белых: — Мы начали проводить фестиваль четыре года назад по заказу московского Политехнического музея. И сразу получили приглашения из регионов. В 2012 году провели первый выездной фестиваль в Томске. Опасались, что он не будет пользоваться успехом, но все билеты были проданы. Нас это вдохновило, решили продолжать.
Из фестиваля вырос проект «Дни научного кино». В Москве всегда очень хорошо проходили показы для студенческой аудитории. Решили расширять географию. При информационной поддержке министерства образования объявили конкурс на проведение «Дней научного кино» (в вузах показы проходят бесплатно). В итоге выбрали 117 вузов из 63 городов, которым передали доступ к каталогу фильмов. Дальше они все делают сами: выбирают картины, организуют показы, приглашают экспертов для обсуждения после просмотра.
— Какие картины попадают в ваш каталог?
И.Б.: — Мы решили, что это должны быть фильмы-диалоги, не только рассказывающие историю, но и дающие определенный взгляд, позицию. Авторская подача может быть противоречивой, раздражать или привлекать. Человек пропустит это через себя и сформирует свое отношение.
— Среди них есть российские фильмы?
И.Б.: — Благодаря нашему партнеру, Российскому географическому обществу, в каталоге хорошая подборка. Но именно авторского научного кино в России мало. Среди позитивных примеров могу назвать фильм Екатерины Еременко «Чувственная математика». Его даже выпустили в прокат, что для научного кино — редкость. Или недавнюю работу Дениса Клеблеева «Странные частицы», побывавшую на многих фестивалях. Всего 30 минут, низкий бюджет, но очень талантливая работа.
— Чаще режиссер подходит к теме «снаружи» или видит ее «изнутри»?
И.Б.: — Лучшие примеры — фильмы от режиссеров с научным бэкграундом. Та же Екатерина Еременко закончила физмат МГУ с красным дипломом. Она смогла найти с учеными общий язык, знала, какие вопрос задавать. Такие люди понимают, какие моменты самые важные, что оставить при монтаже. Чувствуют это на кончиках пальцев.
— Поймут ли кино зрители, далекие от науки?
И.Б.: — Они как раз почерпнут больше за счет чистого восприятия.
Екатерина Хаустова: — Даже когда в начале проекта люди почти не приходили на показы, мы убеждали организаторов: пустой зал — это не страшно, культура формируется постепенно. Важно, чтобы им самим это было интересно и на следующий год они снова захотели привезти фестиваль.
— А зачем это зрителям?
Е.Х.: — Цепляет несколько вещей.
Когда из пассивного зрителя вы превращаетесь в активного — остаетесь после фильма, разговариваете о нем, начинаете думать, как сами относитесь к показанной проблеме. Это пробуждает интерес и заставляет прийти еще раз.
Самое главное — эмоциональное восприятие того, чем живут ученые. Как они переживают, как радуются, когда их догадки подтверждаются. И какая человеческая драма разыгрывается на этом фоне: результаты испытаний могут перечеркнуть 20 лет жизни ученого, который работал над противоположной гипотезой.
— Допустим, я пришел на сеанс, неплохо провел время. А дальше? Что я вынесу из просмотра?
Е.Х.: — Мне кажется, цель всего, что мы делаем, — повлиять на развитие культуры познания. Хорошо, если научная культура будет распространяться благодаря таким проектам, если зрители будут тренировать мозги как мышцы на спортивных тренировках.
К тому же, научный подход — хороший ориентир по жизни. Как вы принимаете решения, насколько осознанно? Тип мышления прививается через популяризацию науки. Если эти ориентиры задавать здесь и сейчас, может быть, мы поможем вырасти следующему поколению.