Истории, не написанные на Стене памяти
7. Тюменские латышские стрелки
Создание редакционной Стены памяти сродни путешествию по лабиринту. Никогда не знаешь, что ждет тебя за очередным поворотом.
… На сайте поискового Центра появилась новая фотография. Текста — всего ничего, фамилия и инициалы. Словом, пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что. Правда, фамилия редкая.
Итак, Креслин Дементий (по другим данным, Дмитрий) Иванович родился в Тюмени в 1918 году. Жил на улице Челюскинцев вместе с матерью Прасковьей Дементьевной. 26 августа 1942 года погиб в Полавском районе — по прежнему административному делению, Ленинградской области. Похоронен в 600 метрах севернее деревни Голубово. Сержант, командир отделения 92-го стрелкового полка 201-й латвийской стрелковой дивизии.
201-я дивизия (второго формирования) создавалась в Гороховецких лагерях под г. Горький в августе 1941 года из граждан Латвийской ССР. Тех, кто успел эвакуироваться из Прибалтики перед наступлением вермахта, и тех, кто жил в других территориях страны. 201-я — первая советская дивизия, сформированная по национальному признаку. Ее называли то латышской, то латвийской. Но в октябре 1941 года было утверждено ее официальное название: Латвийская.
Хочется написать: 201-я покрыла себя неувядаемой славой в битве под Москвой. И это правда. Уже через год, 5 октября 1942 года, она преобразована в 43-ю гвардейскую Латышскую стрелковую дивизию. Но правда и то, что в тех же подмосковных боях потери соединения составили — 55 процентов личного состава.
Дивизию отвели на пополнение. А через две недели вновь отправили на фронт. Под Старую Руссу. Там много месяцев Красная армия пыталась уничтожить оказавшиеся в кольце под Демянском семь немецких дивизий. Только Рамушевский коридор, полоска земли шириной в 4 километра, позволяла гитлеровцам поддерживать окруженные дивизии. В попытках ликвидировать этот коридор участвует и 201-я латышская. И снова «несет большие потери». Именно там погиб сержант Дементий Креслин. Его имя мы нашли в списках одного из захоронений, перенесенных из-под деревни Голубово в район Новой Деревни Парфинского района, теперь это Новгородская область. В списке он значится под номером 6556.
Правда, когда составляли первый том тюменской книги «Память», авторы Полавский район они прочли как. Полоцкий и стали его искать не в Ленинградской, где он находился в те годы, а в Витебской. Так и записали в книге на стр. 68: «. д. Голубово, Полоцкий р-н, Витебская обл.» Поскольку Полоцк освобожден от немцев в ходе операции «Багратион», в июне-июле 1944 года, дату гибели, видимо, сдвинули поближе к настоящей — перенесли на август 1943-го.
Дементий Креслин с улицы Челюскинцев — не единственный из тюменских латышей, кому довелось воевать в 201-й, а затем и в 43-й гвардейской Латвийской дивизии.
Кузьма Петрович Зоммер был призван Абатским РВК 17 октября 1942 года. Воевал на Северо-Западном фронте, а позднее на 2-м Прибалтийском. Гвардии ефрейтор, разведчик взвода пешей разведки 123-го гв. стрелкового полка. Награжден орденами Красной звезды и Славы 3 ст., двумя медалями «За отвагу».
Кузьма Зоммер вернулся в совхоз «Партизан» Абатского района, позднее работал в тресте «Тюменьдорстрой». Умер в Тюмени в 2012 году.
***
фото: