X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

В лабиринте торговых стеллажей

Однажды я пришла в полное отчаянье, пытаясь найти в знакомом гипермаркете нужный товар. Оказалось, его выставили в другом отделе.

А каково пожарным искать в лабиринте магазинных стеллажей — да еще и в дыму — очаг возгорания?

О том что, занятие это не из легких, рассказал старший помощник начальника дежурной смены службы пожаротушения Сергей Старосветов. Ранним утром — до того времени, когда открываются магазины, — он принял участие в тактических учениях. Бойцы МЧС тушили условный пожар, который, по легенде, произошел в гипермаркете «Магнит» на перекрестке улиц Одесской и 50 лет Октября. Место — популярное, здесь в любой день — толпы, поэтому, даже несмотря на невзаправдашнюю тревогу, съехались все службы экстренного реагирования. Отрабатывали взаимодействие.

Последнее подобное ЧП, только настоящее, на памяти Сергея Старосветова — это пожар в выставочном зале в конце прошлого года.

— Планировка помещения — похожая: большая площадь, высокие потолки, а значит, высокая степень задымления, — лаконично обозначил боец сложности работы в таких залах.

Не забыл и о товаре, который может стать источником многих неприятностей. Например, в выставочном зале воспламенилось масло. А в гипермаркетах один отдел бытовой химии чего стоит! Именно поэтому все подобные заведения должны быть оборудованы автоматической сигнализацией последнего поколения, которая в случае обнаружения дыма или огня не только посылает сигнал пожарным, но и сама начинает действовать: включает вытяжку, приборы подачи воды… Работникам тоже зевать нельзя. У них в головах как минимум должен быть инструктаж по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях. Его проводят сотрудники организации, прошедшие специальную подготовку.

По словам главного инженера сети «Магнит» Анатолия Черноскутова, такие люди в штате имеются. Система безопасности — тоже есть. В случае тревоги автоматически открываются все выходы по периметру здания, что облегчает эвакуацию.

В принципе, это правильный подход предпринимателя к своему бизнесу — кому хочется портить репутацию и выступать фигурантом уголовного дела, случись что? Однако человеческий фактор еще никто не отменял. Старший инженер отделения надзорной деятельности N 11 ГУ МЧС то Тюменской области Геннадий Грибич говорит, что нарушения пожарной безопасности в магазинах могут быть самые разнообразные: кто-нибудь из работников возьмет и заставит проходы между стеллажей ящиками.

— Если проводится разгрузка товара, то сотрудники обязаны обозначить другие пути к эвакуационным выходам, — поясняет Грибич.

… По легенде учений в «Магните» случилось короткое замыкание в одном из павильонов на первом этаже. Главной задачей пожарных было — не допустить распространения огня. Посетителей в ранний час в магазине не было, так что эвакуировать никого не требовалось.

Катя Христозова

В противном случае, я полагаю, было бы нелегко: за пару дней до учений один из сотрудников редакции рассказал, как в магазине, куда он отправился за покупками, сработала голосовая сигнализация, механическим голосом призывая всех покинуть помещение. Но люди уже набрали полные тележки товара, поэтому помещение решили не покидать, а спокойно двинулись к кассам.

Позже в администрации магазина мне объяснили, что сигнализация сработала по незначительному поводу — что-то там задымило на кухне. Иначе посетителям остаться в торговом зале, конечно же, не позволили бы. Но подтвердили и мои опасения: мол, да — люди сегодня ко всякого рода предупреждениям невнимательны. И если пожарная тревога не в состоянии оторвать граждан от корзин даже с неоплаченным еще товаром, то что говорить о фудкортах, где люди едят, — вот в таком случае хоть вообще трава не расти. Точнее, не гори.

Именно поэтому, сказал Геннадий Грибич, противопожарная подготовка персонала крупных заведений должна быть на высоком уровне: во время чрезвычайного происшествия им надо быть одновременно и тактиками, и хорошими спикерами, и психологами.

… А во время учений сотрудникам «Магнита» пришлось стать еще и уборщиками: надо было отмывать пол от грязи, которую натащили участники тренировки. Впрочем, это самое меньшее из зол, которое может произойти в торговом центре.

***
фото: Учения в ТЦ.;Учения в ТЦ.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта