Слишком рано списали со счетов охрану
Под защитой городского отдела вневедомственной охраны более полутора тысяч объектов различных форм собственности, 11493 квартиры и 228 мест хранения имущества граждан. Однако конкуренты поторопились списать это полицейское подразделение со счетов.
Некоторые частные охранные предприятия развернули масштабные акции по привлечению клиентов, сделав акцент на то, что якобы с начала ноября ОВО прекратит свое существование в связи с очередной оптимизацией в системе МВД.
Оптимизация, действительно, прошла по всей стране. И Тюменская область не стала исключением: этим летом штатная численность подразделений вневедомственной охраны в регионе сокращена с 1190 до 715 единиц. Аннулировали стационарные посты полиции, располагавшиеся в учреждениях. Но сотрудники групп задержания по-прежнему остаются в строю, заверил начальник отделения организационно-аналитической работы ОВО майор Раниф Тухватулин. И готовы выехать по любым сигналам, которые поступают в центр оперативного управления отдела десятками.
В КАФЕ И РЕСТОРАНАХ ТРЕВОЖНО
Львиная доля вызовов — из увеселительных заведений, оборудованных «тревожными» кнопками вызова полиции. Полицейские отмечают тенденцию: с тех пор как в магазинах запретили по ночам продавать алкоголь, народ перебрался в кафе. И нет такого дня в неделе, чтобы кто-нибудь не решил что-нибудь отметить. Впрочем, пьют и без повода. Драку могут затеять тоже без повода.
Прапорщик Владимир Синцов и старший сержант Сергей Ланшаков, с которыми мы выехали на дежурство, делятся своими наблюдениями: самое хлопотное время в сутках — это три-четыре часа ночи, когда крепко поддатые граждане перемещаются из кафе, которые в это время закрываются, в круглосуточные. Там-то и происходят столкновения интересов -тех, кто уже занял место, с пришлыми. Чаще всего местная охрана предпочитает не ввязываться в потасовки. Знают, что лучшее отрезвляющее средство — это один только вид полицейских в бронежилетах, в касках и с автоматами. Хотя не для всех.
— Сложнее всего разговаривать с пьяными женщинами, — говорит Владимир Синцов. — С пьяной женщиной может договориться только… другая пьяная женщина.
Но таких в штате отдела вневедомственной охраны не держат (хотя я, конечно, не удержалась и пофантазировала на эту тему), так что сотрудникам приходится с большим терпением справляться своими силами.
Иные выходки списывают на глупость: например, одна гражданка вызвала наряд полиции и попросила, чтобы сотрудники подняли ей в квартиру шкаф, потому как «делать-то им все равно нечего». Гражданке объяснили, что за подобное могут привлечь к административной ответственности.
— Был случай, когда женщина хотела, чтобы мы свозили ее сначала за покупками, потом в гости -мол, в такси за это дорого возьмут, — рассказывает прапорщик Синцов. — Но это уже совсем наглость. В итоге привезли мы гражданку не в магазин, а в отдел полиции, где ей выписали штраф -за ложный вызов.
В ЗАЩИЩЕННЫХ КВАРТИРАХ ВСЕ СПОКОЙНО
Периодически ложные вызовы поступают и из квартир, оборудованных сигнализацией, — возвращаясь с работы, уставшие и рассеянные хозяева забывают разблокировать систему. Иногда датчики движения реагируют на домашних животных. Но это все ничего по сравнению с положительными результатами охранной деятельности. По словам Ранифа Тухватулина, краж из квартир, находящихся под защитой ОВО, допущено не было. Как правило, жуликов останавливает уже одна только наклейка на двери, сообщающая, что в помещении установлена сигнализация.
Кстати, о дверях. На них, по наблюдениям полицейских, собственники часто экономят — устанавливают самые дешевые, с типовыми замками, к которым подберет отмычку любой домушник.
— Есть, конечно, «специалисты», которые могут взломать и сложный замок с многорядным механизмом секретности, однако это займет гораздо больше времени, что может сыграть решающую роль -злоумышленника наверняка заметят соседи и вызовут полицию, -говорит майор Тухватулин. — Сколько раз приходилось слышать от граждан, чьи квартиры были обворованы: если бы они знали, что такое случится, предприняли бы все меры по защите имущества. К сожалению, случиться подобное может с каждым, так что лучше подумать о безопасности заранее.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК
Помимо выполнения основной задачи по охране имущества и спокойствия физических и юридических лиц, сотрудники ОВО принимают активное участие в обеспечении общественного порядка в городе. С начала года при их участии раскрыто 440 уголовных преступлений, задержано 59 граждан, находящихся в розыске, выявлено более восьми тысяч административных правонарушений. И сложно подсчитать, сколько мелких хулиганов отказались от преступных планов, завидев патрульный экипаж, курсирующий по дворам и улицам.
Полицейские, как заправские психологи и физиогномисты, с первого взгляда определяют по поведению пешехода, его походке и мимике, не задумал ли он чего? Правда, иногда и перестраховываются. Например, рядом с гаражным кооперативом, мимо которого пролегает маршрут патрулирования прапорщика Синцова и старшего сержанта Ланшакова, мы заприметили мужчину с ножовкой в руках.
— Из гаражей часто воруют инструменты, — пояснил нам Владимир Синцов, направляясь к прохожему.
Тот (на удивление терпеливо -обычно граждане воспринимают такие проверки в штыки) объяснил, что ножовка — его собственная и пилить ей он собирается деревянный пол в собственном же гараже. Для убедительности продиктовал свои паспортные данные. Не стал сопротивляться беседе со стражами правопорядка и парень с бутылкой «Нарзана», которая очень уж была похожа на пивную бутылку.
… Наши провожатые в погонах и сами диву давались, насколько благостно протекает вечер пятницы в компании журналистов (а это всегда так бывает к журналистскому неудовольствию), хотя до нашего прихода было суетно. Полицейские задержали двух 16-летних парней, которые везли в багажнике еле живых «жигулей» зимние колеса. Предположительно, краденые. Подозреваемых доставили в отдел полиции.
— А вообще, вы бы к нам в три ночи приезжали, — поправляя бронежилет, говорит Владимир Синцов. — Вот тогда рация не умолкает.
***
фото: Владимир Синцов у патрульного автомобиля.