Белая трость: переходный период
В тюменской организации ВОС 837 инвалидов по зрению, из них 265 -первой группы инвалидности, то есть тотально слепые.
Отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья в последнее время кардинально изменилось, особенно на государственном уровне. Об инвалидах-колясочниках вспомнили в первую очередь — стали строить пандусы, корректировать строительные правила и нормы, устанавливать кнопки вызова… А о таких больших группах, как инвалиды по зрению и слабослышащие, только начинают говорить. При этом проблем адаптации к окружающей среде у этих людей нисколько не меньше.
Привлечь внимание горожан к проблемам незрячих и слабовидящих на этой неделе решили молодогвардейцы в рамках проведения Всероссийской акции «Белая трость».
Возможно, в первый раз тюменцы смогли увидеть в городе сразу столько людей с белой тростью -они двигались по тротуарам, переходили дороги колонной. Вот она заявка: мы — не единичный случай, нас много! Увидьте нас!
Здоровому человеку трудно понять барьеры, с которыми на каждом шагу сталкиваются незрячие. Мы и представить себе не можем, какие мелочи становятся непреодолимыми в нашем комфортном и благоустроенном мире.
Чтобы дать возможность слепым и слабовидящим высказаться, молодогвардейцы провели заседание круглого стола.
— Поход в магазин для незрячего и слабовидящего — настоящее испытание, — взял слово Степан Панов. — Продавцы хамят, на вопросы и просьбы отвечают так: «Тут все написано», «Что, не видите сами?» В какой магазин ни зайди, какого консультанта ни попроси помочь — наткнешься на равнодушие и непонимание. Однажды мне так и сказали: «Вы же как-то сюда пришли? Как это вы не видите?»
— Мы, конечно, понимаем, что под каждого не подстроишься, -подхватила тему Надежда Петрова, — но если для всего человечества должно быть удобно, то почему для нас — нет?
— А кнопками вызова вы пользуетесь? Тактильные полосы на ступенях вам помогают? — уточнил Роман Рзаев, руководитель регионального отделения «Молодой гвардии».
— Да толку от них никакого, -ответил Степан Панов. — Кучу времени убьешь, пока дождешься, что к тебе кто-то выйдет. А полосы везде сделаны по-разному, каждый придумывает свой стандарт, который надо разгадать.
— Дело ведь не столько в приспособлениях, сколько в людях, -продолжила Надежда Петрова. -Надо обучать кондукторов, продавцов, консультантов. Они просто не знают, как с нами работать.
— Кондукторы даже правил элементарных не знают, — не смог смолчать Владимир Маликов. — Я езжу с собакой-поводырем Эльвирой, так меня то совсем в салон не пускают, то требуют на собаку билет покупать. А в правилах написано, что проезд с собакой-поводырем бесплатный.
— На остановках нас вообще стараются не замечать, — горько добавил Степан Панов. — Подходишь к остановке в черных очках с белой тростью и кричишь в никуда. Кругом люди, но нужно трижды попросить, прежде чем кто-нибудь откликнется.
Поговорили и о проезде в других видах транспорта. Про доступность аэропорта Рощино для слепых и слабовидящих никто ничего не смог сказать — там не были. Железнодорожный вокзал похвалили, там даже создали центр помощи маломобильным группам населения. А вот в адрес автовокзала добрых слов не нашлось. Но скоро и там, пообещал Роман Рзаев, дело сдвинется с мертвой точки.
Вспомнили и про такие транспортные мелочи, как светофоры без звукового сигнала (хотя констатировали, что «говорящих» в городе стало больше) и подсветка табличек на автобусах (светящиеся точки не читаются).
И все-таки слабовидящие считали не технические несовершенства главным камнем преткновения, а социальное невежество. Прозвучали предложения расширить аудиторию «Уроков добра» — проводить их не только в школах, но и в вузах. Кроме того, открыть в городе горячую линию по доступной среде, куда инвалиды всех групп и категорий могли бы передавать свои пожелания и жалобы.
— Конечно, сразу и завтра ситуацию не изменить, — резюмировал Роман Рзаев. — Это плановая длительная работа. И у нас только переходный период.
***
фото: Люди с белой тростью на улицах города.