Разорванная паутина
«Паук», Россия, 2015. Режиссер Евгений Звездаков. В ролях: Андрей Смоляков, Марина Александрова, Сергей Угрюмов, Родион Нахапетов, Владимир Юматов и др. 16+
… Старинный друг, подполковник милиции в отставке, заспешил домой: ужин, а потом то, что никак нельзя пропустить. Новый сериал от Первого канала. «Паука» прихлопнули, теперь взялись за «Палача».
Не думаю, что я его как-то разочаровал, сообщив, что детектив о поисках девушки в маске, чей пулемет расстреливал ни в чем не повинных людей, показывают повторно. Друг был воодушевлен: лучше увидеть картину позже остальных, чем никогда!
А вообще получилась очень интересная трилогия-ретро, начатая в 2012-м сериалом «МосГаз». Там ловили одного из первых советских серийных убийц. Первая часть киноромана имела успех. И почему бы не продолжить успешный проект?
… Но сегодня только о «Пауке», который был изобличен на минувшей неделе. Сюжет третьего сериала о расследованиях майора МУРа Ивана Черкасова и его товарищей основан на реальных событиях (хотя сенсационное ограбление Госбанка Армянской ССР на полтора миллиона рублей — тогда это было целое состояние — перенесено на московский «Госзнак»).
Шесть сценаристов придумывали мельчайшие детали всех восьми серий и наверняка состязались в изобретательности. Вот и получилось, что к «Госзнаку» примыкает Дом моделей одежды, где обитает некто зловещий, но умело остающийся в тени. Манипулирующий теми, кто зависим от него, в жестоком стиле паука, схватившего жертву.
В фильме есть эпатажные ходы, которые зрители старших поколений восприняли, наверное, неоднозначно. Так, вынужденный убивать организатор ограбления укладывает свои жертвы у памятника Ленину, накрывая тела девушек алым шелком. В сценарии это обыграно: мол, преступник косит под чокнутого антисоветчика, который в канун юбилея Октябрьской революции (действие происходит в 1967-м) оскверняет великие символы. Мне эта игра со знаковыми декорациями показалась чрезмерной и отчасти надуманной. Если где-то и мог попасться новый Джек-потрошитель, так это на открытом месте у памятника, тем более такого.
Поворчали — и идем дальше, вслед за Черкасовым. Герой хорош благодаря харизме многоопытного актера Андрея Смолякова (без которого сейчас, по-моему, не обходится ни один хороший сериал).
Хотя, не скрою, порой некоторая твердолобость майора меня раздражала. Пригласил тебя в ресторан курирующий расследование высокопоставленный офицер КГБ (колоритная роль актера Сергея Угрюмова) — так выпей рюмочку, а не сиди букой и не дерзи чекисту. Даже отличный милицейский сыщик того времени вряд ли позволил бы себе такое хотя бы из чувства самосохранения.
Дальше произойдет нечто еще более авантюрное: Черкасов, выйдя на след исполнителей, спрячет их от тех же парней с Лубянки, невольно подставляя не только себя, но и своих товарищей в погонах. И опять хочется крикнуть в духе знаменитого театрального режиссера: «Не верю!»
Хотя придираться всегда легче, чем придумывать и снимать добротное телекино.
В главном же авторы преуспели. Раз — вернули поклонникам прежних частей киноромана полюбившихся персонажей. Два -живописно и тщательно выстроили портрет давно ушедших 60-х (один автомобильный ряд чего стоит). Три — заставили нас продираться сквозь паутину незнания и сомнений (кто убил, кто украл?) Четыре — предъявили как Паука того, кого мы совершенно не подозревали. Пять (это особое мнение зрителя-мужчины) — собрали в фильм много красивых женщин, в том числе рыжеволосую польскую актрису Каролину Грушка в роли одной из моделей.
Если же говорить об откровении фильма, то это для меня — возвращение на экран 71-летнего Родиона Нахапетова («Влюбленные», «Раба любви» и еще 73 киноработы).
Любопытно, что создатели «Паука» даже смогли использовать, и весьма интересно, фотографию молодого Нахапетова в образе военного летчика из фильма «Торпедоносцы». Увидел в том многозначительную отсылку к нашему доброму старому кино и его героям.
… И что-то произойдет дальше с Черкасовым и другими? Солидарен с другом-подполковником: они к нам еще вернутся!