«Черный дьявол» победы
В Тюмени много памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Один из них — паровоз ФД21-3031 встречает всех, кто приезжает в Тюмень по железной дороге.
С ним, этим исполином, я близко познакомился в августе 1960 года, когда после окончания технического училища N 2 пришел на работу в вагонное депо. Должность у меня была — осмотрщик вагонов, и в мои обязанности входило опробовать автоматические тормоза вагонов поезда. Я подходил к машинисту локомотива и просил его произвести пробу тормозов, а после этого вручал ему справку об их исправности. Осмотрщики знали всех машинистов в лицо, а те знали нас.
Паровозы, которые водили грузовые поезда на тюменском отделении, были серии ФД («Феликс Дзержинский»). Этот локомотив, на конструирование которого ушло всего 170 дней, был самым мощным, с конструкционной скоростью 90 км/час, серийно выпускавшимся советским грузовым паровозом. Его строили в 1931-1941 годах на Луганском (до 1935 года), а затем -до фашистско-немецкой оккупации -на Ворошиловградском заводе. Было выпущено 3211 паровозов этой серии, оставивших неизгладимый след в истории железных дорог.
4 ноября 1931 года первенец отечественного паровозостроения повел из Луганска в Москву специальный поезд с делегацией, которую возглавлял секретарь заводского парткома Дорохин.
6 ноября поезд прибыл в Москву, где на Казанском вокзале делегацию помпезно встречали председатель Высшего Совета народного хозяйства Г.К. Орджоникидзе, нарком по военным и морским делам К.Е. Ворошилов, нарком путей сообщения А.А. Андреев.
7 ноября луганских делегатов как почетных гостей столицы пригласили на Красную площадь, где они наблюдали парад войск Рабоче-крестьянской Красной армии и праздничную демонстрацию трудящихся г. Москва.
8 июле 1933 года первая очередь нового луганского завода была введена в эксплуатацию. До конца года луганчане построили 21 паровоз серии ФД, решением правительства они были признаны основным типом для грузового парка железнодорожной сети СССР. В 1937 году паровоз ФД был представлен в числе лучших образцов мирового локомотивостроения на Парижской международной выставке.
В 1987 году ко Дню железнодорожника в честь трудового и боевого подвигов тюменских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны, а также в связи со 100-летием локомотивного депо Тюмень один из паровозов серии ФД, а именно ФД21-3031, поставлен на постамент у ДК «Железнодорожник».
За что ему такая честь? За миллионы тонн перевезенных стратегических грузов, за спасенные жизни раненых бойцов и тысяч эвакуированных, за способность, если нужно, пойти на таран и вывести из строя вражеский бронепоезд. «Когда он на ходу, то он непобедим», — так молва характеризовала ФД21. А еще его называли «черным дьяволом».
Приведу воспоминания одного из машинистов, обслуживающих данный паровоз, — Михаила Николаевича Ковязина:
«…Как сейчас помню, осенью 1941 года паровоз ФД21-3031 прибыл оттуда, с Запада (депо Бологое Октябрьской железной дороги), своим ходом и привел сплотку сцепленных полдесятка паровозов. Горячий, еще не остывший после дальнего пробега. Тендер, обшивка на котле пробиты пулями, осколками, раны наскоро заштопаны сваркой. Теперь ему предстояло воевать в тылу.
Начальником депо работал Сергей Михайлович Пургин. Он меня вызвал и предложил принять для работы фронтовой комсомольский паровоз. На щитах у дымовой коробки этого локомотива были нарисованы в развернутом виде красные знамена и крупным шрифтом под знаменами написаны слова: «Комсомольский».
Трудиться на «фронтовике» не в полную силу было совестно. Да и время настало такое напряженное, требующее полной выкладки физических и духовных сил. Шла Великая Отечественная война. И мы, комсомольцы, решили работать по-фронтовому. В составе бригад в то время у меня работали: машинист Георгий Агафонов; помощники Петр Нелюбин, Игнат Гордеев, Виктор Соснин, Владимир Злобин, Георгий Симаев; кочегары Надя Деева, Геннадий Кичин, Фердинанд Егоров и другие».
Локомотив стал не просто местом работы, а товарищем и другом, сплотившим вокруг себя безусых пареньков, многие из которых стали известными не только в Тюмени, но и в стране людьми.
М.Н. Ковязин был награжден правительственными наградами, дважды — в 1945 и 1946 годах знаком «Почетный железнодорожник». Работал в депо Тюмень с 1938 по 1968 годы.
Его ученики Г. Симаев и Ф. Егоров впоследствии стали не просто машинистами, а инструкторами.
В.Ф. Соснин в 1959 году первым в Тюмени получил звание Героя Социалистического труда, работал начальником Свердловской железной дороги, а затем заместителем министра путей сообщения СССР.
Г.А. Кичин также в 1971 году был удостоен звания Героя Социалистического труда, был депутатом Верховного Совета РСФСР, председателем Тюменского городского совета ветеранов.
Со всеми, кого назвал М.Н. Ковязин, я встречался по работе, кроме Нади Деевой (в то время женщины на локомотивах уже не работали), и могу сказать, что все они были ответственными людьми, профессионалами.
Сейчас нет пионерских и комсомольских организаций, но к нему, исполину, участнику боевых и трудовых подвигов, идут постоянно экскурсии и школьников, и студентов, и ветеранов.
***
фото: Трудяга и герой — паровоз ФД21-3031.