Наука — дело добровольное
299 работ в этом году участвовало в областной научно-исследовательской конференции молодых «Шаг в будущее».
Много это или мало? Может показаться, что цифра должна быть значительно больше. Но ведь конференция — не обязательные тесты по ЕГЭ, которые хочешь не хочешь, а сдавать надо. Наука и исследования — дело добровольное. Можно головой думать, а можно использовать ее по другому назначению. Те, кто выбирает тропинку «Шага в будущее», прекрасно осведомлены, как применять свой интеллект и какой эффект в жизни он дает.
В этом году в финал конференции вышли 98 участников, они представили свои работы на 14 научно-практических секциях. Причем заявиться можно было в одной, а стать слушателем сразу в нескольких. Иногда весьма далеких от той тематики, которую ты разрабатывал. Пойти не столько из практической пользы, сколько из чистого любопытства. В науке эти вещи так плотно связаны, что иногда трудно отделить одно от другого и сказать, где начало того конца, которым оканчивается начало? Среди технарей, которых и на этот раз было большинство, особой популярностью пользовались секции гуманитарные. Термин «смежные дисциплины» тут ни при чем. Важнее кругозор, общее мировоззрение, без которого исследователю далеко не уйти.
Пройти мимо двери с надписью «Краеведение» было сложно. Так и тянуло туда хотя бы заглянуть. Там проходила творческая встреча с Николаем Зензиным, полковником ФСБ в отставке. Речь шла на профильную тему — о советских разведчиках. Не всех, конечно, а тех, что родом из Тюменской области или связан с ней.
— Кто знает, сколько героев Советского Союза было во время Великой Отечественной войны? -сразу взял в оборот слушателей Николай Васильевич. Ответ — более 11 тысяч человек — был не так важен, главное — внимание аудитории завоевано. Чтобы оно не ускользнуло, он забросил еще один «крючок» — о правнуке легендарного разведчика Николая Кузнецова (Александр Самойлов учится в тюменском кадетском училище, в аудитории даже присутствовали его одноклассники).
Известно, что при заброске на вражескую территорию разведчики меняют имена. Но мало кто знал, что Кузнецов первый раз поменял имя еще в 19 лет — при рождении родители его нарекли Никанором, а он захотел стать Николаем.
Тяга к иностранным языкам у Кузнецова была с детства. Никаких репетиторов и дорогостоящих курсов, которые оплачивают родители. Все изучал сам. В школе ему повезло с учительницей немецкого языка — училась в Швейцарии. Она же подсказала ему, что если он хочет знать немецкий, надо больше общаться с носителями языка. Так он познакомился, например, с аптекарем Вильгельмом Краузе, который работал в тюменской аптеке N 1. И когда уже Кузнецов стал внештатным сотрудником КГБ, то в своем отделе оказался единственным, кто владел немецким языком в совершенстве.
… А в это время в соседних аудиториях слушатели с нуля осваивали языки, на которых никогда не говорили, — испанский и арабский.
— Мархабат-марсалано, — с трудом, но все же проговаривали в аудитории, где занятия вел Надер из Египта. Арабский, даже в рамках обычных здравствуй — до свидания, — тюменцам давался с трудом.
А в соседней аудитории Хосе Мануэль из Венесуэлы объяснял трудные для произношения звуки испанского языка, которые отсутствуют в русском. Оба этих молодых человека являются участниками проекта «Воо Воо» центра международного образования ТюмГУ.
Еще один виртуальный мостик в историю в секции «Краеведение» построила Мария Сайфуллина (ее объявят абсолютной победительницей форума) из тобольской гимназии имени Лицмана. Она с мамой Надеждой Алексеевной создали проект, который, как истинные разведчики, долго держали в секрете даже от одноклассников дочери. Боялись, что идею кто-нибудь украдет, и поди потом докажи, что ты был первым. В архивах (Москвы, Ирбита, Архангельска) они изучали, какими были гостиные дворы в Тобольской губернии. И из спичек — их понадобилось более 4,5 тысячи штук — склеили макет, состоящий их 16 миниатюрных домиков.
— И чем мы больше делали, тем больше узнавали, — говорит Надежда Алексеевна, — тем более умелыми мастерами становились. Технологию приходилось изобретать на ходу, даже цвет финишного лакового покрытия нашли не сразу. Придумали и свое ноу-хау — макет сделали трансформером — здания можно перемещать и планировку территории создавать по своему усмотрению.
… А в это же время этажом выше, в холле третьего этажа гимназии N 1 строили другие мосты. Уже не виртуальные, языковые или исторические, а вполне реальные и современные. Здесь шла работа секции «Ну, ты и Кулибин!» Мальчишки отрабатывали навыки инженерного мышления. Перед командами стояла задача за 40 минут из подручных средств — зубочисток и пластиковых трубочек для коктейля соорудить арочный мост, выдерживающий нагрузку в виде нескольких пятилитровых пластиковых бутылок с водой…
Областной научный форум молодых исследователей шел три дня. В этом году существенно расширился возрастной диапазон его участников. Не только школьники и студенты выразили желание сделать свой шаг в будущее, среди участников было много людей в возрасте. А почему бы и нет? Наводить мосты никогда не поздно.
***
фото: Команда «Вененум-20» из физматшколы;Хосе Мануэль.