«Бройлер» на гребне потребительской волны
Предприятие «Тюменский бройлер» занято модернизацией своего производства. Фабрика, которой в будущем году исполнится 40 лет, старается соответствовать современному технологическому уровню.
Планы — наполеоновские: по прогнозам экспертов, куриное мясо в ближайшее время должно обойти свиное по востребованности. «Бройлер» намерен взобраться на гребень этой волны.
МАШИНЫ — ИМПОРТНЫЕ, МОЗГИ — СВОИ
В этом году здесь появилось три новых птичника. Всего за последние четыре года реконструировали 20.
Входим в один из них. Он действительно выглядит как с иголочки. Правда, птенцов еще нет — их привезут в пятницу.
Жить цыплята будут на полу. «Бройлер» взял курс на этот способ размещения, во многом предпочтя его клеточному. Клетки можно разместить в два яруса, выгоднее это и по выходу мяса с квадратного метра. Зато тушка получается несколько хуже.
Кормят цыплят только натуральными продуктами: зерно пшеницы, рапс. Всего на фабрике используют 80 видов кормов, добиваясь вариативности: стартовый корм, ростовой, финишный. За качеством следит лицензированная лаборатория. Все ингредиенты — только местного производства.
— Во-первых, так мы оставляем деньги в регионе, — говорит директор «Тюменского бройлера» Оксана Величко. — Во-вторых, это плюс для приверженцев аутентичного питания: есть то, что выросло на родной земле.
В планах — строительство цеха по утилизации отходов, шести новых корпусов откорма (и реконструкция старых), холодильника на 70 тонн готовой продукции, склада на тысячу тонн, покупка инкубационных машин. Отдельно на фабрике выделяют модернизацию убойно-перерабатывающего комплекса.
Еще один четырехлетний проект — строительство вторичного репродуктора на отдельной территории. На фабрике решили развести родителей и цыплят, чтобы не конфликтовали их микрофлоры. Бройлеры останутся на месте, а репродуктор переедет в деревню Борки. Ожидают, что это даст до 500 новых рабочих мест.
Почти все покупаемое оборудование — импортное. Кроме колесной техники: ее берут у «Ростсельмаша» и других российских производителей. Зато мозги — тюменские. Проектировал новые помещения «Запсибагрономтехпроект», подрядчиков тоже пригласили местных. А вот генетику в птичьем производстве не заменить отечественной. Это беда отрасли — от заграницы в этом отношении мы отстали лет на 50, говорит Оксана Величко.
— Шотландские гены, которые мы покупаем, — это интеллектуальный продукт. На один кросс работает целый НИИ. Мы должны сотрудничать с ними. Если эту линию перекроют, будет очень сложно. Все равно придется брать из-за рубежа, но не за три евро из Шотландии, а из Индии за восемь.
ОХЛАЖДАТЬ, А НЕ ЗАМОРАЖИВАТЬ
Производство для сети заведений быстрого питания «Kentucky fried chicken» запустили в августе прошлого года. Сейчас оно вышло на полную мощность — 120 тонн в месяц. Раньше KFC сам привозил замороженное мясо чуть ли не со всего мира. «Бройлер» поставляет охлажденное — оно гораздо лучше, считают на предприятии.
При заморозке и разморозке, особенно многократно, выделяются токсичные вещества, говорит Величко. Поэтому фабрика в основном использует охлажденное мясо, в том числе и в продуктах глубокой переработки, считая это своим конкурентным преимуществом. На «Бройлере» охлаждают не погружением в ванну, а в камере воздушно-капельного охлаждения: тушка полтора часа «катается на карусели» при температуре ноль градусов.
А вот и цех, где из этого мяса делают колбасу, сосиски и прочие продукты. В большие чаны загружают сырье — автоматика поднимает контейнеры и опрокидывает их в жерло. Наверняка вы слышали много жутких историй о том, что попадает в колбасу на производстве. А мне всегда было интересно: почему нельзя просто закрыть чаны крышками? Оказывается, конструкция оборудования не предусматривает крышек: тогда нужно продумывать автоматическую систему, которая будет эту крышку открывать и закрывать, говорит главный технолог Марина Худякова. Да и что туда попадет, удивляется она?
… На «Бройлере» трудятся 1400 человек, средний возраст — 38 лет. Для сельского хозяйства это молодежь. Тем более что свежая кровь поступает слабо.
На летнюю практику фабрика приглашает полсотни студентов -из нашего аграрного университета, из Екатеринбурга, Омска. Но возвращаются после получения диплома на работу немногие — три-четыре человека. И это несмотря на среднюю зарплату в 30 тысяч, на развозку, на возможность получить субсидию, жилье, на интересную при современных технологиях работу. Почему не приходят? По мнению Оксаны Величко, ленятся. Впрочем, открытых вакансий у фабрики мало: как правило, их закрывают с помощью уже известных руководству специалистов.
— Бройлер — доступный источник необходимого человеку животного белка. Интересен он и инвесторам — это довольно оборотистый продукт. После 2017 года мясо птицы по потреблению обойдет свинину, — прогнозирует Величко.
***
фото: Изготовитель полуфабрикатов Юрий Дячишин;Оксана Величко.