Зеленый сезон на «Стеклотехе»
Десять работников завода «Стеклотех» нынешней весной повысили квалификацию. Прирастать местными кадрами и развиваться вместе с ними -одна из целей предприятия.
Вот Николай Черкасов. Уроженец Богандинки, после армии он вернулся в поселок и устроился на завод. Обучение, практика с куратором — и Николая уже не отличить от опытных слесарей-инструментальщиков. В очках и наушниках он плазменной горелкой наплавляет металл на износившиеся уголки форм для бутылок: работа практически ювелирная, требует точности, умения чувствовать материал. Николай вглядывается в искрящуюся точку: крупинки металлического порошка плавятся, становятся похожи на капли воды и мгновенно застывают на поверхности детали. За день одних только колец для горлышек Черкасов обработает не меньше сорока.
— Предприятию четыре года, оно молодое. В этом есть свои плюсы и минусы, — говорит директор Сергей Геращенко. — У нас новое оборудование, новые цеха. Многовековой опыт стекольной отрасли здесь воплощен в конкретных технологических решениях. Но отрицательная сторона — нехватка специалистов разных уровней.
Сергей Владимирович — сам один из тех, кто приехал делиться опытом. С 1991 года он в стекольной отрасли, работал в центральной части России, был гендиректором аналогичного завода. В Тюмени взял на себя производство и в этом году воплотил идею выпуска бутылки для шампанского.
— В ноябре-декабре выдадим партию, — говорит он. — Уже заканчивается сезон пивной бутылки, сделан запас, потому высвободилось окно, когда можно опробовать «зеленый проект»: выпуск шампанской бутылки и зеленой пивной, впервые на заводе.
А в цехах опытом делятся рабочие. Сергей Гладышев приезжает вахтами из Смоленской области, на «Стеклотехе» гравирует формокомплекты. Он работает бок о бок с Николаем Черкасовым, готов помогать: инструментальщик должен знать размеры, читать чертежи, быть терпеливым…
— Ну, и руки не должны дрожать, — улыбается Гладышев. Участок по ремонту и реставрации формокомплектов хоть и вспомогательный, но без него встанет все производство. Отсюда уходят новенькие формы, сюда же формы возвращаются: ресурс их — 700 тысяч капель. На участке их чистят, восстанавливают, корректируют (если идет много брака).
Сейчас внимание всего завода — на новую шампанскую бутылку. Формокомплекты получены, на перестройку линии уйдет одна рабочая смена. Сначала отольют пробную партию из прозрачного стекла. Затем коричневую стекломассу перекрасят в зеленый цвет и выпустят уже чистую партию.
— Представьте, необходимо перекрасить 500 тонн стекла! — говорит Сергей Геращенко. — Обычно уходит дня три, но у нас это первый опыт, так что попасть в нужный цвет планируем за пять суток. До сих пор на «Стеклотехе» выпускали пивную, водочную бутылку и тару под соки. Добавится бутылка под шампанское. Запустить производство еще какой-то номенклатуры? Пока нет необходимых объемов спроса.
— Например, банки под консервирование выпускает один завод в России и второй в Белоруссии -вместе они закрывают все потребности, — говорит директор. — Есть еще баночки под детское питание — их, стограммовых, мы могли бы в сутки «выплевывать» до трехсот тысяч, но производители этого питания далеко, — говорит Сергей Геращенко.
В европейской части России стеклотарных производств в разы больше, чем за Уралом. Правда, по разным причинам часть заводов нынче остановилась.
— В 2014 году мы тоже ощутили спад спроса, — рассказывает Сергей Владимирович. — Один из ключевых клиентов заказал большой объем, а выкупил только его половину. В этом году расширили количество предприятий, которые покупают у нас бутылку. Потребовали, чтобы они взвешенно подходили к своим заявкам.
Очень осторожно директор говорит о возможном запуске производств, связанных не с полым стеклом, но, например, со строительными материалами на основе стекла. Кроме того, несколько лет назад гендиректор «Стеклотеха» Елена Острякова представляла в правительстве области инвестиционный проект по листовому стеклу. Одно из запланированных, но пока нереализованных направлений — предоставление услуг декорирования: когда на бутылки наносят трафаретные надписи, стекло матируется, окрашивается. Под это даже запроектированы помещения, но спрос на услуги тоже снизился.
К счастью, на предприятии обошлись без сокращений. А на участок по ремонту формокомплектов даже взяли дополнительного токаря. Начальник Евгений Кобяков доволен: текучки нет, ребята профессионалы, молодые держатся за работу. Кобяков и мастер Сергей Воробьев — старожилы участка: оба пришли, когда завод еще строился, оба из местных. Такие специалисты, которые набивают здесь шишки, учатся не делать лишних шагов, понимают специфику производства и его возможное развитие и нужны заводу, говорит Сергей Геращенко.
***
фото: Николай Черкасов работает ювелирно;Декор на бутылке снижает прочность;В цехе.