Пусть кричат: уродина!
«Родина». Режиссер Петр Буслов. В ролях: Андрей Мерзликин, Андрей Смоляков, Любовь Аксенова, Петр Федоров.
Я увидел Петра Буслова в программе «Культурная революция» у Швыдкого, когда появился «Бумер». Это год 2003 или 2004. Помню, министр культуры пригласил в студию и Андрея Звягинцева, который как раз прогремел с «Возвращением». Два роуд-муви, два дебюта: один стал народным хитом, другой — победителем в Венеции. Сегодня самые отчаянные тоже сравнивают «Родину» и «Левиафана».
Основания для этого сравнения -только формальные: оба фильма вышли в этом году, оба будто бы вопрошают: «что же будет с родиной и с нами?» Внутри же своих произведений авторы различаются, как академик с абитуриентом. Буслов был у Швыдкого этаким парнем с нашего двора, балагуром-шутником. Звягинцев вообще не пришел.
И кто, скажите, откажет соседскому парню в том, чтобы у него был свой взгляд на Россию и соотечественников? Пусть рыхлый взгляд, несформированный. Фильм разваливается на точки зрения, сюжетные линии. Понять, что хотел сказать автор: то ли пора валить, то ли валят одни подонки, невозможно. Единственный нормальный персонаж в фильме — и тот министерский работник. И кто из них — Буслов?
В остальном он опять снял бесконечно красивое, живое, настоящее кино с обычными в его случае сюжетными кульбитами. Например, частный самолет садится на пляже. Неправда? А вы скажите капитану: «Я думал, ты летчик-испытатель, а ты … на лопате».
Это жанровое кино, и тем, кто любит анализировать действие и поступки героев, есть где разгуляться. Я смотрю другое кино -чтоб была четкая структура, чтоб было правдоподобие, чтоб были тайные знаки и связи. Кино Звягинцева мне ближе, понятнее и уютнее. А из режиссеров свой парень — только Буслов. Посмотришь его кино и думаешь: а ты-то сам что сможешь ответить на поставленные вопросы? Ты сам знаешь, кто виноват и что делать? Нет ответов. Остается только улыбаться, кивать и цитировать реплики разных героев, прозвучавшие в разных обстоятельствах: «Я не хочу возвращаться, мое место здесь», «Эх, мама Индия, помоги нам».
На мой взгляд, в этих узловых точках весь смысл фильма, в котором русские убиваются наркотой на Гоа и изредка вспоминают московский снег.