Как стать первыми. Пошаговая инструкция
Екатеринбургское издательство «Баско» хорошо знакомо всем, кто интересуется краеведением и местными авторами.
Яркие и содержательные книги об истории уральских городов, художественные произведения региональных писателей в отличном полиграфическом исполнении стали визитной карточкой «Баско». Тем неожиданнее было узнать, что руководитель издательства, многие годы преподающий на кафедре издательского дела и редактирования ТюмГУ, Сергей Симаков возглавил издательство нашего университета. Мы не упустили возможности побеседовать.
— Сергей Павлович, как же так, из регионов успешные люди перетекают в столицу, а вы оказались в Тюмени…
— В «Баско» я отработал 23 года, и каждый год мы делали от 60 до 100 проектов. Под проектом надо понимать не только книгу как таковую, но и электронную книгу, электронную библиотеку, в которой может быть и 100, и 300 томов, и т.п. Настало время, когда я начал задумываться, как проживу следующую пятилетку своей жизни. Сделаю еще пятьдесят проектов, потом еще сто? Это какой-то день сурка получается. Приходит понимание, что тормозом в развитии издательства являешься ты сам. Ты уже много чего достиг, каких-либо грандиозных целей впереди нет. Поскольку я был единственным учредителем «Баско», я его закрыл. Но за десятилетия сформировался сильный коллектив, который решил продолжать это дело, но уже без меня. Разработана стратегия развития, и я буду рад, если у них и дальше дела пойдут успешно.
— Уходя из «Баско», вы уже знали, что будете работать в Тюмени?
— Я рассматривал два варианта. Они оба связаны с книгами, и оба — с университетским книгоизданием. Первый вариант — с лабораторией цифрового наследия в Московском государственном университете печати им. Ивана Федорова. А где цифровое наследие — там и издательство. Второе предложение я получил из ТюмГУ.
— Почему остановили свой выбор на Тюмени?
— Люблю работать в команде и с командой, мне нужны единомышленники. Я понимал, что в Москве буду чувствовать себя неуютно, а в Тюмени мне комфортно. Я здесь свой, преподаю на кафедре уже пять лет. Куда бы ни пришел, везде знакомые.
— Получается, что уйдя из «Баско», закрыв эту страницу биографии, вы не поменяли кардинально свою жизнь. Все так же занимаетесь книгами, печатным словом.
— Да, но это новое направление, ранее мне неизвестное, а потому очень интересное. Университетское книгоиздание в современном виде сформировалось примерно 20 лет назад почти одновременно во всех крупнейших вузах. В ТюмГУ также 20 лет назад Нина Георгиевна Яковенко создала издательство. Она собрала коллектив, закупила оборудование, хорошее на тот момент, определила основные направления работы, которые существуют до сих пор.
— Для чего вообще создавались вузовские издательства?
— Они все декларируют издание своей литературы для внутренних процессов. Очень редко кто выходит за рамки этого направления. Научные издания, учебные пособия, методички и прочее, это понятно и очевидно.
— Чего же хотите вы?
— Я хочу полноценного издательства. Что это такое? Это издательский репертуар, который востребован рынком, создание качественного оригинал-макета, тиражирование, в том числе в электронном формате. Сейчас свой репертуар издательство ТюмГУ получает сверху: есть план внутривузовской литературы и план учебной литературы. То есть рамки деятельности вроде как поставлены. А на самом деле эти рамки убивают книгу.
— А их можно расширить?
— В том-то и дело, что можно! Только не все хотят этим заниматься. А ведь с качественными изданиями можно заявляться на конкурсы, участвовать в выставках, тем самым продвигать свой вуз. Издательства отражают амбиции университета, транслирует эти амбиции ректор. Если ректору надо, то издательство будет идти вперед, если ему не надо — сидим ровно. Ректору ТюмГУ Валерию Фалькову это надо. Он хочет изменений. Поэтому я здесь.
Сейчас в университете есть несколько сотен оригинал-макетов классных книг, которые являются настоящим капиталом. Только об этом никто не знает. Как только мы становимся полноценным издательством, со своим каталогом, то мы начинаем с коллегами, в том числе и на мировом уровне, говорить на одном языке. Сейчас на таком уровне работают не больше десяти крупных университетов страны. А мы что, хуже? Встает и очень важный вопрос брендирования книг. Чтобы любой человек взял нашу книгу и изумился — какой качественный продукт делают тюменцы! Следующий этап — распространение книги и монетизация.
— Это ведь и самый сложный этап?
— Понимаете, я бы не пошел сюда, если бы у меня не было козырей в рукаве. Стандартное решение ситуации какое: напечатать книги и выставить их на сайте вуза с ценником. Ребята, это неверно, это просто наработаться ради работы. Надо входить во все мировые каталоги. В мире 25 тысяч книжных интернет-магазинов, так зачем создавать свой? И когда попадем на Озон или ЛитРес, тогда и станем по-настоящему доступными. И склад книжный нам нужен не столько в Тюмени, сколько в центре. Цену поставим низкую, тогда книга и на Озоне будет дешевая. Это и есть правильная и доступная модель, которую можно воплотить. Только так мы станем частью мировой книжной системы.
— А как заинтересованный читатель найдет вашу книгу в многотысячном каталоге интернет-магазина?
— Продвижение книги зависит от издательства. Это участие в конкурсах, выставках, присутствие в журнале «Университетская книга», в «Книжной индустрии». Обязательно участие в федеральном конкурсе «Книга года». До сих пор университетское издательство на это поле не выходило. Особо отмечу, что все эти шаги не требуют серьезных финансовых затрат. И не потребуют. Время больших тиражей осталось в прошлом. Современное оборудование позволяет печатать книги тиражом 50 экземпляров при себестоимости 180 рублей. Это называется печать по требованию. Наша задача -доступная книга.
— Сергей Павлович, возможно ли распространить такой подход на все тюменское книгоиздание?
— Возможно. Оценить качество издания поможет опыт кафедры издательского дела и редактирования, которая проводит «Книгу года» в Тюмени. Сегодня в регионе существует диктат заказчика либо автора. Деньги у них, и поэтому автор заявляет: «Хочу вот так!» Надо изменить эту ситуацию — издатель обязан создавать региональный репертуар, ну или другими словами региональную библиотеку и продвигать ее. Затраты на продвижение одной книги и ста книг практически одинаковы. Как только мы делаем такую библиотеку, у нее появляется смысл, она становится явлением культурным. Конечно, автор может публиковаться сам по себе, но тогда его книги попадут к нему под стол, а не дойдут до читателя. Создание грамотного функционала издательства: репертуар, оригинал-макет, электронное издание либо печатный тираж, распространение и монетизация, продвижение. Остается полшага, чтобы нам стать главным тюменским издательством. В этом моя главная задача на посту директора издательства.
— Где вы видите свое издательство в первую очередь?
— Рынок учебной, научной, научно-популярной, а также региональной литературы, причем мы постараемся работать в этой нише, предлагая достойный сервис. Эксперты прогнозируют на следующий год увеличение рынка на 5 процентов.
Считаю, что вузовское издание в Тюмени мы поменяем, приведем к образцам ведущих университетов России. Мои амбиции -сделать новую модель университетского книгоиздания, которое не замкнуто внутри вуза, а несет смысл для всей территории. Университетское книгоиздание должно стать драйвером развития отрасли в регионе.
***
фото: Сергей Симаков.