X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Как стать первыми. Пошаговая инструкция

Екатеринбургское издательство «Баско» хорошо знакомо всем, кто интересуется краеведением и местными авторами.

Яркие и содержательные книги об истории уральских городов, художественные произведения региональных писателей в отличном полиграфическом исполнении стали визитной карточкой «Баско». Тем неожиданнее было узнать, что руководитель издательства, многие годы преподающий на кафедре издательского дела и редактирования ТюмГУ, Сергей Симаков возглавил издательство нашего университета. Мы не упустили возможности побеседовать.

Сергей Павлович, как же так, из регионов успешные люди перетекают в столицу, а вы оказались в Тюмени…

— В «Баско» я отработал 23 года, и каждый год мы делали от 60 до 100 проектов. Под проектом надо понимать не только книгу как таковую, но и электронную книгу, электронную библиотеку, в которой может быть и 100, и 300 томов, и т.п. Настало время, когда я начал задумываться, как проживу следующую пятилетку своей жизни. Сделаю еще пятьдесят проектов, потом еще сто? Это какой-то день сурка получается. Приходит понимание, что тормозом в развитии издательства являешься ты сам. Ты уже много чего достиг, каких-либо грандиозных целей впереди нет. Поскольку я был единственным учредителем «Баско», я его закрыл. Но за десятилетия сформировался сильный коллектив, который решил продолжать это дело, но уже без меня. Разработана стратегия развития, и я буду рад, если у них и дальше дела пойдут успешно.

Уходя из «Баско», вы уже знали, что будете работать в Тюмени?

— Я рассматривал два варианта. Они оба связаны с книгами, и оба — с университетским книгоизданием. Первый вариант — с лабораторией цифрового наследия в Московском государственном университете печати им. Ивана Федорова. А где цифровое наследие — там и издательство. Второе предложение я получил из ТюмГУ.

Почему остановили свой выбор на Тюмени?

— Люблю работать в команде и с командой, мне нужны единомышленники. Я понимал, что в Москве буду чувствовать себя неуютно, а в Тюмени мне комфортно. Я здесь свой, преподаю на кафедре уже пять лет. Куда бы ни пришел, везде знакомые.

Получается, что уйдя из «Баско», закрыв эту страницу биографии, вы не поменяли кардинально свою жизнь. Все так же занимаетесь книгами, печатным словом.

— Да, но это новое направление, ранее мне неизвестное, а потому очень интересное. Университетское книгоиздание в современном виде сформировалось примерно 20 лет назад почти одновременно во всех крупнейших вузах. В ТюмГУ также 20 лет назад Нина Георгиевна Яковенко создала издательство. Она собрала коллектив, закупила оборудование, хорошее на тот момент, определила основные направления работы, которые существуют до сих пор.

Для чего вообще создавались вузовские издательства?

— Они все декларируют издание своей литературы для внутренних процессов. Очень редко кто выходит за рамки этого направления. Научные издания, учебные пособия, методички и прочее, это понятно и очевидно.

Чего же хотите вы?

— Я хочу полноценного издательства. Что это такое? Это издательский репертуар, который востребован рынком, создание качественного оригинал-макета, тиражирование, в том числе в электронном формате. Сейчас свой репертуар издательство ТюмГУ получает сверху: есть план внутривузовской литературы и план учебной литературы. То есть рамки деятельности вроде как поставлены. А на самом деле эти рамки убивают книгу.

А их можно расширить?

— В том-то и дело, что можно! Только не все хотят этим заниматься. А ведь с качественными изданиями можно заявляться на конкурсы, участвовать в выставках, тем самым продвигать свой вуз. Издательства отражают амбиции университета, транслирует эти амбиции ректор. Если ректору надо, то издательство будет идти вперед, если ему не надо — сидим ровно. Ректору ТюмГУ Валерию Фалькову это надо. Он хочет изменений. Поэтому я здесь.

Сейчас в университете есть несколько сотен оригинал-макетов классных книг, которые являются настоящим капиталом. Только об этом никто не знает. Как только мы становимся полноценным издательством, со своим каталогом, то мы начинаем с коллегами, в том числе и на мировом уровне, говорить на одном языке. Сейчас на таком уровне работают не больше десяти крупных университетов страны. А мы что, хуже? Встает и очень важный вопрос брендирования книг. Чтобы любой человек взял нашу книгу и изумился — какой качественный продукт делают тюменцы! Следующий этап — распространение книги и монетизация.

Это ведь и самый сложный этап?

— Понимаете, я бы не пошел сюда, если бы у меня не было козырей в рукаве. Стандартное решение ситуации какое: напечатать книги и выставить их на сайте вуза с ценником. Ребята, это неверно, это просто наработаться ради работы. Надо входить во все мировые каталоги. В мире 25 тысяч книжных интернет-магазинов, так зачем создавать свой? И когда попадем на Озон или ЛитРес, тогда и станем по-настоящему доступными. И склад книжный нам нужен не столько в Тюмени, сколько в центре. Цену поставим низкую, тогда книга и на Озоне будет дешевая. Это и есть правильная и доступная модель, которую можно воплотить. Только так мы станем частью мировой книжной системы.

А как заинтересованный читатель найдет вашу книгу в многотысячном каталоге интернет-магазина?

— Продвижение книги зависит от издательства. Это участие в конкурсах, выставках, присутствие в журнале «Университетская книга», в «Книжной индустрии». Обязательно участие в федеральном конкурсе «Книга года». До сих пор университетское издательство на это поле не выходило. Особо отмечу, что все эти шаги не требуют серьезных финансовых затрат. И не потребуют. Время больших тиражей осталось в прошлом. Современное оборудование позволяет печатать книги тиражом 50 экземпляров при себестоимости 180 рублей. Это называется печать по требованию. Наша задача -доступная книга.

Сергей Павлович, возможно ли распространить такой подход на все тюменское книгоиздание?

— Возможно. Оценить качество издания поможет опыт кафедры издательского дела и редактирования, которая проводит «Книгу года» в Тюмени. Сегодня в регионе существует диктат заказчика либо автора. Деньги у них, и поэтому автор заявляет: «Хочу вот так!» Надо изменить эту ситуацию — издатель обязан создавать региональный репертуар, ну или другими словами региональную библиотеку и продвигать ее. Затраты на продвижение одной книги и ста книг практически одинаковы. Как только мы делаем такую библиотеку, у нее появляется смысл, она становится явлением культурным. Конечно, автор может публиковаться сам по себе, но тогда его книги попадут к нему под стол, а не дойдут до читателя. Создание грамотного функционала издательства: репертуар, оригинал-макет, электронное издание либо печатный тираж, распространение и монетизация, продвижение. Остается полшага, чтобы нам стать главным тюменским издательством. В этом моя главная задача на посту директора издательства.

Где вы видите свое издательство в первую очередь?

— Рынок учебной, научной, научно-популярной, а также региональной литературы, причем мы постараемся работать в этой нише, предлагая достойный сервис. Эксперты прогнозируют на следующий год увеличение рынка на 5 процентов.

Считаю, что вузовское издание в Тюмени мы поменяем, приведем к образцам ведущих университетов России. Мои амбиции -сделать новую модель университетского книгоиздания, которое не замкнуто внутри вуза, а несет смысл для всей территории. Университетское книгоиздание должно стать драйвером развития отрасли в регионе.

***
фото: Сергей Симаков.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта