Купить дом значит пустить корни
Когда слушаешь выступления участников форума недвижимости-2015, состоявшегося на прошлой неделе в областной Думе, порой складывается ощущение, что мы живем в разных реальностях.
Риелторы, застройщики, банкиры, представители власти говорили о причинах падения спроса на недвижимость, в том числе загородную. Называли множество причин. Это и нежелание банков кредитовать застройщиков, и проблемы с предоставлением земли под ИЖС, и отсутствие инфраструктуры на уже выделенных участках… Еще так называемый отложенный спрос, когда потенциальный покупатель выжидает подходящий момент, чтобы купить квартиру или дом по наименьшей цене. Но почему-то никто не хотел признать очевидного: у подавляющего большинства граждан просто нет денег. Ни на покупку квартиры, ни, тем более, дома.
Если смотреть правде в глаза, их и раньше не было. Сколько по официальной статистике у нас богатых людей в стране? Остальные покупали и строили в кредит, с помощью ипотеки. Сейчас одним кредиты не дают, другие сами опасаются брать — нет гарантии, что завтра не останешься без работы. А большинство трудоспособного населения уже закредитовано под завязку.
Ясно, что застройщикам не хочется кардинально менять ценовую политику. Потому что, с одной стороны, станет понятно: какая маржа сложилась между себестоимостью и рыночной ценой: а вдруг кризис пройдет и все вернется на круги своя? С другой, возможно, еще надеются, что государство в очередной раз вмешается в ситуацию. И даст денег на новые жилищные программы, на льготную ипотеку, на инфраструктуру, пересмотрит тарифы, налоговую политику и так далее.
У меня подобных иллюзий нет. Не та ситуация. И чем быстрее участники строительного рынка это признают, тем больше шансов, что отрасли удастся выстоять в новых условиях.
Некоторые эксперты на форуме заявляли, что на рынке загородного жилья ситуация обстоит лучше, чем с городской недвижимостью. Во всяком случае, производители стройматериалов, застройщики не выказывали беспокойства: да, заказов стало меньше, но работаем, все стабильно. Меня они почему-то не убедили. Потому что знаю немало людей, которые мечтают о загородной недвижимости, кто-то уже даже приобрел земельный участок по госпрограмме или на собственные деньги, но не может начать строительство — нет свободных средств. Подруга прямо сказала, что мечтала о доме как о родовом гнезде, хотела строить его именно здесь, чтобы внуки и правнуки жили в нем. Но сейчас она не уверена, что у нее и у мужа будет стабильная работа и хватит денег. Скорее всего, участок они продадут и купят что-нибудь поближе к столице. Но окончательно от мечты о загородном доме она еще не отказалась. Стоит как витязь на распутье. И ведь не одна она такая.
На месте государства я бы воспользовалась сложившейся ситуацией, чтобы привязать людей к земле. Сейчас появился проект для желающих переселиться на Дальний Восток. А ведь и у нас, в Тюменской области, свободной земли немало. Но покупать ее по сто тысяч рублей за сотку, как это было еще вчера, сегодня вряд ли кто-то будет. Почему бы не помочь тем, кто не боится поменять благоустроенную квартиру на загородный дом? Ведь первые шаги в этом направлении уже сделаны. Многодетным семьям в прошлом году выделено несколько сотен участков. Дело за инфраструктурой. И за новыми проектировочными решениями. Чтобы не вилла или трехэтажный кирпичный особняк, а дом для семьи с невысоким доходом, мечтающей быть ближе к природе.
Одна моя коллега, специализирующаяся на строительной тематике, высказала мысль, что застройщикам, если они хотят остаться на этом рынке, придется объединяться. Не формально, как это было с СРО, а по-настоящему. Чтобы создать массовое производство стройматериалов, технологий, проектировочных решений. Все это будет способствовать удешевлению затрат, а значит, привлечет новых покупателей загородной недвижимости.
***
фото: У кого есть деньги, уже живут в своих домах.