Разъединяющее объединение
Обстановка, связанная с планами объединения школы N 90 «Крепыш» и школы N 89, не успокаивается.
Отголоски событий, вызванных процессом объединения общеобразовательных учреждений, которые в этом году полным ходом идут в Москве, долетали до Тюмени еще накануне нового учебного года. Но они казались такими далекими. Думалось, что у нас-то если это и случится, то будет проходить совсем по-другому.
Основания так полагать были. В конце августа Тюмень стала одной из участниц общероссийского родительского собрания в режиме онлайн-трансляции. Главный спикер — Дмитрий Ливанов, министр образования РФ. В видеоконференции участвовали представители восьми субъектов федерации. Одной из самых острых тем для обсуждения стала как раз тема оптимизации школьного образования. В том разговоре Дмитрий Ливанов не раз подчеркивал, что «необходимо минимизировать реформы», что «никаких концептуальных преобразований не будет», что все возникающие проблемы надо активно обсуждать с общественностью, и «чем откровеннее будет этот разговор, тем быстрее будет найдено решение».
Комментировал в тот день министр и тему укрупнения школ. Отвечая на вопрос представителей Алтайского края, в частности, он ответил, что оно «должно проходить только на основе добровольного волеизъявления педагогических советов и родительских коллективов», что на этот шаг надо идти только в случае «очевидности преимуществ, которые это объединение приносит». Слова министра успокаивали — значит, все под контролем.
С того времени прошло всего полтора месяца. Оказалось, что и проблематика укрупнения школ не обошла стороной Тюмень. Особенно острой оказалась ситуация в «Крепыше». Недавно по инициативе родительской общественности здесь было созвано общешкольное собрание, на которое пригласили представителя городского департамента образования. Мам и пап учеников этого образовательного учреждения встревожило сообщение, что объединение их школы со школой N 89 — вопрос уже решенный. Так, например, накануне собрания им выдали «Информационные листки по вопросу реорганизации школы». В пункте 1 был обозначен поэтапный план реорганизации школы, а в пункте 5 написано, что «скомплектованные профильные 10-е классы будут обучаться в здании по улице Малыгина, 8, корпус 1». Родители запаниковали.
Желающих обсудить вопрос с представителем департамента по образованию пришло столько, что актовый зал всех не вместил, люди стояли и в коридоре.
Появившаяся с опозданием сотрудница департамента образования, не представившись, начала разговор в ультимативном тоне: мол, повестка дня (в которой не было пункта об оптимизации школы. — И.Г.) уже утверждена, что собрание это плановое и без согласования с попечительским советом школы никакие другие вопросы на обсуждение не выносятся. Как выяснилось позднее, департамент делегировал на собрание Наталью Патрушеву, начальника отдела финансового планирования.
Инициативу в свои руки взял Николай Азин, его дочь учится в 4-м классе «Крепыша». Он вынес на голосование новую повестку дня, поставив на первое место в ней вопрос об объединении со школой N 89. Его единогласно поддержали.
— Школа N 90 — особая школа, родители возят сюда детей со всего города, — взял он слово. — Здесь создана особая атмосфера для детей, и мы хотели бы ее сохранить. Мы уже отстояли несколько покушений на реорганизацию «Крепыша», должны отстоять и на этот раз.
— Никто не ставит целью разрушить ваш мир, — парировала Наталья Патрушева.
— Кто за то, чтобы не было объединения? — спросил Азаров у собрания. В зале вырос лес рук. -Все — «за», — констатировал он. И продолжил: — Почему никто не спросил нашего мнения? Почему ставят перед фактом? Зачем проводить объединение? Какая в том необходимость?
— Вопрос еще не решенный. Постановление не подписано, -пыталась объяснить Патрушева.
— Дыма без огня не бывает, -выкрикивали из зала. — Наши учителя увольняются, а директора школы N 89 мы каждую неделю видим у нас. Почему все делается втихаря?
— Какими бы ни были у вас замечательными учителя, они ничего не сделают без хорошей материальной базы, — старалась перевести все на финансовые рельсы Наталья Николаевна.
— Не нужны нам никакие экономические обоснования, — слышались реплики из зала. — Школа -это не бизнес, это — дети. Материально-техническая база ровным счетом ничего не стоит без учителя и созданной им атмосферы, -говорили другие.
… Диалога никак не получалось. И после брошенной всердцах реплики Патрушевой: «Я не могу понять вашу боль» стало понятно, что стороны на этот раз не договорятся. Взаимными доводами и претензиями обменивались еще почти полтора часа, но ни к чему так и не пришли.
Родители предложили создать рабочую группу, чтобы продолжать обсуждения в другом формате.
— Пока мы не увидим партнерства — ничего не будет, — твердо сказали они.
… Разговор, действительно, скоро продолжился в другом формате. Представителей родительской общественности приняли в городском департаменте образования. В этом разговоре прозвучала идея -при слиянии школ внести изменения в Устав учреждения, в котором будет отдельной строкой прописано, что школа «Крепыш» останется самостоятельной единицей, даже если будет в составе школы N 89. Но и эта гарантия родителей до конца не удовлетворила. Они позвали Любовь Гнусареву, и.о. директора департамента образования, приехать к ним в школу и выступить перед родителями. Эта встреча в «Крепыше» должна состояться сегодня.
***
фото: На собрании в «Крепыше»;Наталья Патрушева.