Красивое платье может все
Вначале было платье. Летящей походкой наш корректор Лена Слинкина появилась в редакции — в ярком, но одновременно сдержанном, каком-то бесконечно уютном платье. На нее хотелось смотреть и любоваться. «Чувствую себя восхитительно и пребываю в полной уверенности в своей неотразимости», — сказала она.
— Да, я помню эту покупательницу, — говорит Анастасия Семенова, дизайнер и хозяйка одноименной марки. — И платьем я очень довольна: мы над ним хорошо потрудились. Знаете, когда мне самой нравится вещь, когда платье окрашено положительными эмоциями, то и предлагать его приятнее. Человек ведь покупает не просто одежду…
В магазине Анастасии на четвертом этаже ТЦ «Магеллан» такими эмоциями заряжен, кажется, каждый предмет. Бабушкина швейная машинка «Подольск» и бабушкин же шерстяной коврик на полу только подчеркивают, какие современные, актуальные вещи она шьет. Платья, а еще блузки, юбки, жилеты, плащи, пальто… Мужчины могут только восхищаться, девушки наслаждаются: «Ткань такая приятная — как вторая кожа». «Влюбилась в платье с первого взгляда и не хочется снимать». «Так легко и женственно я себя еще не чувствовала!»
— Когда вы поняли, что хотите создавать и продавать одежду?
— Создавать — давно, еще в школьные годы. Поступила в нефтегазовый университет на отделение костюма, но к третьему курсу радужные мечты, что я буду работать в каком-нибудь доме моды, развеялись. Устроилась продавцом в сетевой магазин одежды, через два месяца стала заместителем директор а. Занималась всем: от оформления витрин до заказа коллекций. Наверное, осознание, что выручка в магазине повышается от того, что ты сделала грамотный заказ, и породило некий торговый азарт.
— Когда же открылся магазин?
— Чуть менее года назад, а до этого был период тестирования одежды. Все коллекции я отдавала на реализацию в другие точки, осторожно тренировалась: на что больший спрос.
— А шить когда и где учились?
— В институте были кройка, шитье, конструирование и другие предметы. Параллельно получала навыки в 30-м колледже. Плюс практика. Даже сейчас, после тысячи платьев, когда мы проектируем, все равно находим какие-то новые нюансы: как сшить иначе, переделываем лекала… Кроме меня, в команде закройщик, портные. И больше четырех лет мы уже вместе.
— Проектируете на компьютере?
— Вручную. Компьютер оправдан при промышленных масштабах. У меня есть тетрадь, где я что-то быстро начертила, накалякала. Собираю эти почеркушки, потом просматриваю, решаю, что из них может получиться. Использую зарисовки, журналы, отрезы тканей. Конечно, когда обсуждаем модели, я прихожу не с эскизом, а с техническим рисунком, чтобы закройщик мог понимать, что за вытачки будут у модели, какие манжеты, какая длина. На то мы и команда, чтобы понимать друг друга. На примерках подгоняем модель, бывает, отходим от эскиза. У всех разные фигуры, потому смотрим, как платье будет сидеть на разных людях.
— Некоторые дизайнеры, говорят, шьют будто на себя.
— Мне тоже это говорят, хотя по росту платья мне великоваты. На себя — в том смысле, что бы я хотела носить, и что было бы интересно современной девушке. Творчество творчеством, но вопрос «для кого ты шьешь?» -самый главный. Так нас учили в университете.
— Получается, идете на поводу у покупателя?
— Иду очень часто. Наше дело -это в первую очередь бизнес.
— И какой вкус в Тюмени?
— Город накладывает свой отпечаток. В том же Екатеринбурге, например, одеваются более разнообразно, развиты уличные стили, которых у нас фактически нет. У нас хорошо продается база. А остромодные вещи здесь до сих пор не понимают, не любят, никому они особо не нужны. Бывает, даже досада берет: вроде везде рассказано, как носить тот или иной предмет, куда, с чем — элементарные вещи объясняешь, приводишь доводы. Стереотипов очень много, приходится бороться. Ну, не в столице мы живем, что поделаешь. К слову, когда мы планируем коллекцию, тоже прикидываем, сколько будет базовых вещей, сколько интересных, сложных.
— Есть цель подвинуть это соотношение в сторону моды?
— В нынешних условиях главная задача — увеличить количество относительно недорогих платьев. Все чаще приходят клиентки, которые говорят: мне нужна вещь на праздник, но чтобы я могла ходить в ней и на работу. Суперсложные платья — не то, что нужно на каждый день, а мы отказались от повышения цен.
— На российские ткани не перешли еще?
— С тканями большие-большие проблемы: кроме ситца для постельного белья ничего не производится. Вкладываться в легкую промышленность никто не хочет, то проще купить в Китае, Корее, Вьетнаме, Индии. Пока работаем с поставщиками, но хочу заказывать напрямую из некоторых стран. Скоро Новый год, и нужны будут хорошие праздничные ткани, кружева.
— Работаете по сезонам?
— На месяц вперед. Это оперативно, удобно, можно реагировать на погоду, на спрос покупателей. К тому же идеи часто приходят спонтанно, и хочется быстрее их воплотить.
— Следите за русскими дизайнерами?
— Даже больше, чем за зарубежными. Недавно читала интервью с Викой Газинской. Совсем другие, конечно, масштабы, но она рассказывает о проблемах с инвестированием, что приходится заниматься и тем, и тем, и другим. Хотя мне казалось, у дизайнеров такого уровня подобных проблем нет. Нравятся молодые модельеры из Петербурга.
— А себя на какой уровень ставите, рядом с какими марками?
— Сложно сказать. Магазинов одежды очень много, и все они наши относительные конкуренты -потому что предлагают женскую одежду. От всех важно выгодно отличаться. В масс-маркете, я считаю, сложно найти женственное, праздничное платье. Одновременно романтичные, но целомудренные платья — то, что я люблю, -тоже не пользуются огромной популярностью. Несложно продать обтягивающие футляры, сексапильные вещи на грани гламура, другое дело, хочется ли тебе их шить.
— Получается, каждая вещь -это компромисс?
— Когда мы только начали учиться в университете, то витали в облаках, шили то, что носить было невозможно. После работы в магазинах, поездок на турецкие фабрики как-то опускаешься на землю. Еще год назад я подходила к созданию платьев по-другому. Но я не разочаровалась, наоборот рада, что все так повернулось, и не представляю себя в другой сфере. Даже торговля — не совсем мое. Мне казалось, что я зажата, работаю, но удовлетворения не получаю. Мучили одни и те же сны, сейчас они, слава богу, от меня отстали.
— Но продолжаете стоять за прилавком…
— Не думаю, что уйду от этого формата. Мы формируем клиентскую базу, важно встречаться с покупателями. Иногда люди звонят и спрашивают, когда я буду в магазине, чтобы прийти посоветоваться, подобрать что-то. Как оказалось, это тоже немаловажно.
— У вас прекрасный слоган: «Платье может все!»
— Спасибо моей подруге. Она график и, кроме слогана, создала все графическое оформление марки. Она молодец!
— И что может платье?
— Поднять настроение, поднять самооценку. Изменить жизнь, наверное, тоже может — если оказаться в нужном платье с нужными людьми. Да просто скрасить наши будни, настроиться по-особенному. Джинсы и свитшот — это повседневная одежда, но когда есть особенный повод, когда хочешь выглядеть хорошо и чувствовать себя хорошо, платье — то, что надо.
***
фото: Анастасия Семенова в своем магазине;Эскизы;Сделано в Тюмени.