Будет ли наказание панацеей?
Депутат городской Думы Мурат Тулебаев предложил увеличить сумму штрафов для родителей за ненадлежащий уход за детьми.
Для обсуждения этой инициативы в городской Думе собрали заседание круглого стола, на которое пригласили коллег-депутатов, представителей областного департамента социального развития, комиссий по делам несовершеннолетних, прокуратуры города, общественных организаций, уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области.
Мурат Тулебаев проинформировал собравшихся, что тщательно занимался подготовкой этого вопроса. Встречался с представителями советов многоквартирных домов, запрашивал статистику по данной статье административного кодекса в полиции Сургута, Челябинска, Кургана. В управлениях внутренних дел этих городов подтвердили: за последние три года количество правонарушений, совершенных детьми, возросло. При этом мера ответственности родителей остается прежней — штраф от 100 до 500 рублей.
— Размер административной ответственности сейчас незначителен и не препятствует повторным нарушениям, — подчеркнул депутат. И предложил увеличить сумму штрафа до 3000 рублей.
Хотя ситуация не такая однозначная, как кажется. Все чаще правонарушителями становятся дети из вполне благополучных семей. Их родители занимаются бизнесом или работают на двух-трех работах, возвращаются домой поздно вечером, и дети фактически находятся без присмотра. Например, по данным статистики Челябинска, доля социально-благополучных семей в таких сводках составляет около 30 процентов.
— Кроме родителей у несовершеннолетних, конечно, есть еще школа, — отметил депутат. — Но она другая, не та, что была в советские годы. Тогда в школе занимались и воспитанием, теперь только образованием.
Не порадовала статистикой и Елена Анфилофьева, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
— Санкции по статье 5.35 административного кодекса ничтожны, -согласилась она. — И уже не раз предлагалось увеличить их в несколько раз. В Государственную Думу направлялись подобные инициативы, но пока их не поддержали.
Но факты — вещь упрямая. Иногда — и безрадостная. За шесть месяцев этого года к административной ответственности в области привлечено уже 800 родителей, из них 150 — неоднократно. Негативными Анфилофьева считает и последствия отмены так называемого детского комендантского часа (в апреле 2013 года). Количество правонарушений, совершенных подростками в ночное и вечернее время, увеличилось на 52 процента. Существенно больше стало и родителей, не выплачивающих алименты. Вроде бы, напрямую эти вещи друг с другом не связаны. Но чем больше одиноких матерей, вынужденных работать допоздна, чтобы содержать ребенка, тем выше опасность того, что несовершеннолетние чаще остаются без присмотра. Предложение об увеличении штрафов, считает Анфилофьева, надо поддержать, ведь 100 рублей — это просто насмешка.
— Было время, когда штрафы за подобные правонарушения были гораздо выше, — напомнил депутат Игорь Ракша. — До 2007 года они составляли до пяти минимальных размеров оплаты труда, что равнялось средней зарплате. Потерять такую сумму для семьи было существенно. Но потом штрафы снизили до 100 рублей. Кого это напугает?
В то же время, по мнению Игоря Рафаэльевича, и от высоких штрафов может не быть толку. Что взять, например, с асоциальных родителей? Они и 100 рублей не всегда платили, а уж 1000 или больше и вовсе не будут. А для благополучных семей важен даже не размер наказания, а сам его факт. К тому же, они боятся социального шантажа общественных организаций, поддерживающих систему ювенальной юстиции.
— Толк от высоких штрафов может быть нулевым, если не будет системы контроля и если они не будут взыскиваться, — дополнил депутат Александр Чепик. — Надо больше заниматься профилактикой, а не карательными мерами.
— Я тоже поддерживаю предложение по увеличению штрафов, -продолжила тему депутат Альбина Селезнева. — Но если бы это была панацея! Наказание необходимо, но надо смотреть глубже. Вся эта ситуация — итог того, что из закона об образовании убрали строку «воспитание». Теперь школа только обучает — и вот вам результат.
— А что мы говорим только о родителях и школе? — возмутился Ришад Зиганшин. — А что сами депутаты сделали? Предлагаю распределить всех народных избранников по «трудным» школам -больше толку будет. Надо не только критиковать, но и делать.
Дискуссия начала явно выходить за рамки. Тему рассмотрели шире.
— Как бы увеличение штрафов не привело к росту жестокого отношения родителей к детям, — рассуждала Ольга Селиванова, директор центра «Дзержинец». — Надо вводить градацию, чтобы соотнести размер штрафа с доходом семьи. И не только карать, но и, возможно, предусмотреть грантовую поддержку некоторых семей.
О недопустимости отрыва действительности от законодательства говорила и Светлана Ильиных, старший помощник прокурора города. «Назначаемые наказания должны быть исполнимы», — подчеркнула она.
— В банке особого внимания за неисполнение родительских обязанностей сейчас находятся 1500 родителей, — дополнила картину Галина Коршакевич, начальник управления по вопросам опеки, попечительства, семьи и детства областного департамента социального развития. — И не всегда родители не хотят платить штрафы, чаще не могут или не понимают: за что их привлекли. Многие — благополучны по всем социальным признакам, но иногда просто не справляются со своими несовершеннолетними детьми, не знают, как выстраивать с ними бесконфликтное общение. Можно родителей наказывать хоть 10 раз, но если они не будут владеть правилами поведения со своими выросшими детьми — это не станет мотивацией.
Галина Михайловна в качестве иллюстрации привела пример одной одинокой мамы, которой уже 14 раз выписывали такие штрафы. Мама вполне благополучная. Ее дочь постоянно убегает из дома, бродяжничает — просто у нее психическое заболевание.
— Она гордо и честно несет свой крест и оплачивает новые штрафы. Но в чем ее вина? — задала вопрос Галина Коршакевич. — Что, надо было отказаться от ребенка, отдать его в детский дом? Но она сама воспитывает дочь. Говорит: «Я ее родила, я ее люблю». Прежде чем карать, увеличивать штрафы, надо вначале обучить и помочь.
Такой подход поддержала и Ольга Селиванова. Она тоже убеждена, что необходима дифференциация наказания, чтобы можно было более гибко реагировать на каждую конкретную ситуацию.
И слова «важно услышать друг друга, важно видеть каждую семью» стали заключительным аккордом этой встречи.
Далее эту инициативу рассмотрят на заседании постоянной комиссии по социальной политике, вынесут на заседание городской Думы, затем — областной. И только потом она может быть направлена в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу.
***
фото: Депутаты Мурат Тулебаев, Игорь Ракша, Александр Чепик;Галина Коршакевич.