Вдарим рок в этой дыре
Этим мальчишкам 25 лет назад матери велели постричься, но они до сих пор носят длинные волосы. Эти девчонки 25 лет назад играли по подъездам на гитарах, но и сегодня они помнят аккорды песен — своих и чужих.
Фестиваль тюменского андеграунда «Свои», продолжавшийся шесть часов подряд, дотряс до основания центр культуры и искусства «Современник», в подвале которого имел несчастье открыться маленький клуб «FreeDom». Такого в городе не видели с тех пор, как миновали 80-е, а за ними и 90-е годы.
Конечно, я немного преувеличиваю масштаб разрушений — потолок и стены остались на местах, но почувствовать ностальгию по разудалой юности местные рокеры смогли в полной мере.
Вероятно, чтобы сразу расставить точки над «i», первыми на сцену вышли «Француз и обормоты» — легендарная команда с почти 30-летней историей, игравшая в разное время панк и постпанк, регги и пострегги, ньювейв и би-боп-а-лулу, а также прочие редкие и трудноопределимые стили музыки.
На родной сцене Александра Француза не видели очень давно. В субботу он прилетел из Санкт-Петербурга специально, чтобы поучаствовать в фестивале. Радость от встречи с друзьями была неподдельной, а сама встреча -по-тюменски горячей.
В итоге слова песен не всегда звучали внятно, но это не имело ни малейшего значения, ведь больше половины зрителей знали тексты Француза наизусть. Музыка же, напротив, впечатлила техничностью исполнения и была зажигательной — впрочем, это как раз не удивило. Именно неудержимой веселостью знамениты «Француз и обормоты»!
Те из гостей, кто по своему состоянию был близок к лидеру группы, под бодрые ритмы маракасов пустились в пляс, чем и дали старт к началу вечера, плавно перешедшего в ночь.
Француза дважды вызывали «на бис». Чувствовалось, что обитатели местного андеграунда соскучились. А когда ему все-таки удалось распрощаться с поклонниками, на сцену поднялась Марина Перелетная, и среди мужской части аудитории прокатилось приглушенное: «Она какая была, такая и осталась!»
Женщина с гитарой сорвала бурю оваций. Правда, сначала гитара упала на пол, но это ничего, ведь кругом — «Свои». Народ поддержал певицу морально, а гитарист группы «НЕва» Александр Гарманов оперативно добыл другой инструмент.
Первые аккорды, и зал начал подпевать. Причем, не только старая гвардия, но и молодежь, которая, казалось бы, вообще не должна иметь представления, кто такие «любера», и почему они особенно хороши в мертвом виде.
А после вниманием зала завладела группа «НЕва» — одна из немногих андеграундных команд, хорошо узнаваемая тюменскими любителями рок-музыки независимо от того, к какому поколению они принадлежат.
Те, кто рассчитывал услышать «НЕву» в старом, жестко-электрическом звучании, получили такую возможность. «Гори» — песня десятилетней давности — в такой обработке прозвучала грозным предупреждением, почти предзнаменованием: «И сочинят сюжет лихой для новой Третьей мировой!» Впрочем, слишком долго предаваться мрачным мыслям зрителей не тянуло, и Алексей Шляков выдал им целый набор любимых народных хитов, давно не звучавших со сцены. Когда ликующая толпа по первым звукам опознала песню «Тюмень», в зале началось форменное сумасшествие. Перед сценой взрослые дяди и тети, окончательно вернувшись в свои 20 лет, устроили шуточную потасовку, на языке неформалов называемую «слэм».
Надсаживая глотки, зрители выкрикивали: «Я тебе поныне верен, моя матушка Тюмень!» И не возникало сомнений, какую именно композицию эти люди считают истинным гимном города.
Дальше, как в фильме «Джентльмены удачи»: «Тут помню, а тут не помню». Градус веселья неуклонно поднимался. На сцене с гитарами появлялись Олег Цирук и «Пиастры Флинта». Антон Симонс и «ШИЗО», впервые за долгое время собравшиеся вместе поиграть музыку. Группа «Белая Горячка»: настоящий панк — это женский панк! И, конечно, Евгений Кокорин вместе с группой «ЧернозЕм», которых многие, пришедшие к началу фестиваля, не дождались, ведь окончание действа затерялось где-то во втором часу ночи.
Наутро «старики и старухи» с удовольствием говорили: «Это был кайф! Как в 80-е окунулись!» И только Сергей Кузнецов по прозвищу Фень, басист «Пиастров Флинта», чуть печально заметил: «В следующие лет двадцать такое вряд ли повторится.»
***
фото: Группа «Француз и обормоты».