X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Колокольчики звенели над Турой

В институте культуры отметили 410-летие Ямской слободы.

Среди множества других дат эта веха в истории нашего города осталась почти незамеченной. А ведь лихие тройки и ямщики, звонкие поддужные колокольчики и упряжные бубенцы — целый пласт русской культуры, ныне почти забытый, считает Людмила Кайгородова, заведующая отделом обслуживания и хранения фонда научной библиотеки института.

Людмила Владимировна собрала старинные фотографии и репродукции картин, пригласила музыкантов и чтецов. И, конечно, гостей, которым интересна история города, к увлекательной беседе.

Вспомнили о том, как появилась почта в России. После присоединения Сибири к Московскому государству устанавливается московское управление над новыми землями. И уже в 1601 году открываются почтовые станции. Само слово «почта» в переводе с латинского языка означает «станция с переменными лошадьми».

Государственная власть возложила ямскую, «подводную повинность» на коренное население Западной Сибири — татар, ханты и манси. Они были обязаны предоставлять лошадей и оленей, а на реках — лодки для перевозки грузов, людей, пакетов и сопровождать их. Для доставки срочной и секретной корреспонденции из столицы в уездные города и обратно специально отряжались конные казаки, причем такая практика сохранялась долгое время.

Указ об устройстве ямов в Сибири для обслуживания трактовых дорог был издан в 1600 году. И в Сибирь потянулись ямщики из Центральной России. Обосновались в Верхотурье, Пелыме, Туринске, Тобольске и Тюмени, где в 1601 году был учрежден Тюменский ям. Из Москвы было прислано 50 ямщиков, на которых возложили гоньбу по казенным надобностям от Тюмени до Тобольска и Туринска. Первые годы они жили на посаде (за стенами деревянной крепости), а с 1605 года переселились за речку Тюменку, где возникла первая в Сибири Ямская слобода. Сейчас там находятся Свято-Троицкий монастырь, улица Ямская и другие маленькие улочки с деревянными домами, окруженными высокими заборами.

Кое-что о быте и традициях ямщиков могут рассказать нам музейные экспонаты. Например, хранятся в музеях обозные часовенки ямщиков — пестро украшенные деревянные конструкции на длинной палке. Ямщики подвязывали их к саням или телеге на головной подводе. Крестились на часовенку, выезжая из ворот в дорогу. Считалось, что она обороняла в пути и от порчи, сглаза и всяких худых дел.

Но вообще-то ямщики были мужики крепкие, в случае чего могли и сами за себя постоять. И приходилось.

— Вдоль Никольского взвоза обычно сидели жулики — поджидали подводы с товарами, — рассказывает Людмила Кайгородова. -Если с них что-то падало, хватали это и прыгали в овраги. Полиция в темные дела не вмешивалась, ямщики защищали себя сами. Могли ударить воришку хлыстом. Но в погоню не бросались — пока одного догонишь, другие всю подводу растащат.

Кайгородова отмечает, что есть еще много историй о тюменских ямщиках, не очень научных, но интересных и своеобразных. Эти истории и тихие улочки с деревянными наполовину вросшими в землю домиками в районе Дома Обороны — вот все, что остается нам в память о том времени.

***
фото: Григорий Гавриков читает стихи Пушкина Людмиле Кайгородовой и гостям.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта