Неслучайная красота
Самый частый вопрос, который задают Татьяне Антошкиной: не устает ли от такого тяжелого дела — плитку класть? На что у Татьяны Ивановны есть универсальный ответ.
Это сейчас женщина-плиточник -редкость, говорит она. А когда начинала в «Отделочнике-20», в бригаде их было восемь девчонок, командовала ими опытная мастерица, объединяло всех интересное дело.
Сейчас уже и удивляться нечему, чего только ни видела Татьяна Ивановна за свою 35-летнюю практику: материалы любой цены и качества, заказчики разного статуса и профессий. По тому, какую плитку выбрали хозяева, может определить, кто будет жить в квартире и какой у него характер.
Вот женщина средних лет демонстрирует яркий желто-зелено-голубой кафель — заедет в квартиру не она, а дочь. Вот серый, аскетичный декор: хозяин — большой начальник. Пятнадцать лет назад она ушла на вольные хлеба, зато получила возможность выбирать, как ей работать и с кем.
Говорит, что соблазнить заказом ее легко, надо только сказать, какую красивую хозяева купили плитку или какой сложный должен получиться рисунок. Для нее работа на первом месте, а деньги потом. Потому и не хочет связываться с некачественным материалом, переубеждает заказчиков, переделывает придуманные в магазинах интерьеры.
«Сразу видишь, если декор в этой ванной или в этой кухне будет выглядеть несуразно. Жильцы настаивают, я говорю: вам здесь жить, а мне так время тратить не хочется».
Все-таки она художница, хотя и не произнесла ни разу это слово. Надо видеть, как загораются у Татьяны Ивановны глаза, когда мы вскользь упоминаем, что у фотокора Галины вот здесь, в соседнем подъезде, новенькая ванная ждет толкового мастера. Она тут же хочет посмотреть, какую Галя выбрала плитку.
Клиенты советуют ее друзьям и возвращаются к ней спустя годы: 9, 10, 13 лет… «У меня было несколько квартир, где я переделывала свой же ремонт. Поменялось время, мода, кто-то поменял трубы. Вообще, я всегда говорю, 10 лет — такой у плитки срок жизни. Первые пять лет она вам нравится, вторые пять лет думаете, как бы ее поменять».
За это время, правда, меняется и качество. Была раньше испанская плитка: и геометрия выдержана, и рисунок красивый. Зайдешь в квартиру с такой отделкой и не веришь, что ты ее делала. Сейчас же и в дорогих магазинах качество не ахти. Вспоминает Татьяна Ивановна конец 90-х, когда рубль рухнул, и импортный кафель исчез с полок. Плиточники год сидели без работы, пока в городе Орле не запустили импортную линию. С тех пор так и гоняют ее.
Чисто-белая комната, которую ей предложила Галя, мастера, кажется, не воодушевила. Да и заказы расписаны до конца года. «Кто давно со мной знаком, знают, что есть у меня одна тетрадочка, в которой все-все записано. Это раньше я могла беспокоиться, что уйдет работа, а сейчас приходится отказывать. Тюмень — маленькая, все друг друга знают, меня так полгорода».
Как это часто бывает, на дела домашние времени почти не остается. Татьяна Ивановна точно помнит, что ванную дома делала 31 декабря, и все домашние ждали, пока она закончит и приготовит ужин. А туалет — 11 сентября. «Как раз в Америке самолеты врезались в башни-близнецы. Господи, думаю, вот делаю этот ремонт, а зачем — если в мире такое творится?.. » — вспоминает Татьяна Ивановна.
Она вообще много и с удовольствием вспоминает. Кажется, недавно были какие-то события, глянешь — а уж прошел десяток лет. Так вот за работой время и летит. А что усталость — усталости нет. «Уставать я начинаю, когда дома пролежу недельку без дела. А здесь я отдыхаю. Не верите? Серьезно. Просто я люблю свою работу». А она любит вас, — так и хочется добавить.
Думаешь, может, и хорошо, что есть женщины-плиточницы: вместе со свежим ремонтом они привносят в ваш дом неслучайную красоту.
***
фото: Татьяна Антошкина.