Идущие к небу
Покорители вершин порой уходят туда, за облака, навсегда. Это суровая мужская игра с горой, чье название — звучное, короткое, как шип ботинка, вонзающийся в лед, — известно даже тем, кто никогда не поднимался на две или три тысячи метров.
В МАЕ 1996-ГО
Безумству храбрых поем мы песню. То есть, конечно, не мы, а создатели кинопроизведения, словно пронизанного током великой горы Эверест. Сокрушающей, убивающей тех, кто не спасовал, нет, но попал в плен немилосердных обстоятельств. Как то случилось с героями нового альпинистского блокбастера, который наши сограждане, что называется, смотрят взахлеб. (По данным сайта Кинопоиск.ру, со дня российской премьеры — 24 сентября — фильм «Эверест» посмотрело 1,07 млн зрителей).
Исландский режиссер испанского происхождения Бальтасар Кормакур обратился к подлинной истории, имевшей место в Гималаях, на величайшей вершине Земли (8848 м), весною 1996 года.
При реализации замысла веское слово, разумеется, сказали те, кто собрал 55 миллионов долларов ради этой по-своему монументальной картины (возможно, лучшей из того, что пока снято об Эвересте, или Джомолунгме, что в переводе с тибетского означает «Повелительница ветров».
Драматическая история альпинистов-любителей, не побоявшихся самого удивительного приключения в своей жизни, смогла увлечь многих знаменитостей актерского цеха. Эмили Уотсон, Кира Найтли, Джош Бролин, Сэм Уортингтон (помните героя «Аватара»?), Джейк Джилленхол. А главную роль играет невероятно популярный сейчас Джейсон Кларк (грим страшных шрамов из последнего «Терминатора» стерт, его сменили курчавая бородка и загар).
Что ж, они тоже пережили приключение, увидели Эверест совсем близко. И, одновременно, отдали дань памяти погибшим участникам интернациональной экспедиции.
В финале нам покажут их старые фотографии — и нет ничего странного в том, что внешне они мало похожи на тех, кто стал ими в кино. Это финал-реквием, сопровождаемый коротким текстом о судьбах выживших и о семьях тех, кто не вернулся с горы. Среди этого недлинного ряда меня больше всего покорило фото девушки, дочери новозеландца Роба Холла, еще не родившейся к 10 мая 96-го, когда отец повел группу своих клиентов на заоблачную «крышу мира». Отец и дочь никогда не увидели друг друга. Трогает до слез.
… В известном смысле, Роб Холл был заложником своего бизнеса. Среди тех, кто выбирал услуги фирмы « Консультанты по приключениям» (Холл был ее совладельцем), значились не только богатые люди. Один из реальных персонажей — американец Даг Хансен — зарабатывал, чем только мог, включая разноску почты.
Уже после просмотра, обратившись к Сети, много знающей о трагедии 96-го, я узнал, что, действительно, немолодой и не слишком сильный Даг, вымотавшийся на пути к вершине, нечаянно приблизит то, что произошло потом. Он поднимется на заветный пятачок изо льда и снега самым последним, в сопровождении Роба, — и сорвет весь жестко выстроенный временной график. Подняться — полдела, надо еще успеть спуститься. Но стремительно налетевшая буря окончательно спутает все планы.
Пишут, до сих пор обсуждается степень вины Холла за то, что случилось. В фильме он — фигура трагическая и героическая, пленник той ситуации, которую можно было предвидеть, но не удалось избежать. «Последнее слово всегда остается за горой» — так говорит один из персонажей. Эверест не просто очень-очень большая гора, это — вызов многим поколениям смельчаков, их счастье, а подчас и большая беда.
ЖИВАЯ ГОРА
Образ Эвереста тоже достоин своего резюме. Признаюсь, я очень хотел увидеть, как покажут «самое опасное место на планете» (кстати, рекламный слоган фильма). И впечатлен: это надо видеть, и только на большом экране. Не случайно ленту Корма-кура перевели для гурманов изысканной визуальной красоты и в формат 3D, и в IMAX.
Понял, что это царство камня и льда совсем не мертво. В нем присутствуют и жизнь, и могучая энергия. Ничего постоянного, застывшего — рушатся глыбы и сходят лавины, образуются новые трещины, а потом и пропасти. И горе тем, кто не запасся вдоволь веревками для лестниц и сэкономил на кислороде, посчитав еще один баллон лишней тяжестью.
Наверное, еще одна картина о тех, кто щелкает восьмитысячники, как орехи, была бы не такой сильной и трогательной. Но в этот раз мы бредем по белой восходящей с 47-летней японкой Яцуко, стареющим бизнесменом Беком (признающимся, что только в горах избавляется от депрессии), почтальоном Дагом.
Тут есть над чем задуматься. В том числе о главных вызовах нашей собственной жизни. И о том приключении, которого мы, вероятно, счастливо избежали, хотя и пожалели об этом.
АНАТОЛИЙ БУКРЕЕВ
В фильме появляется и российский альпинист под именем Анатолий. Тут тоже нет ни йоты вымысла. Уроженец Челябинской области Букреев (начинавший с горок близ своего городка Коркино) был участником той экспедиции — в роли гида. Уже в ранге заслуженного мастера спорта, покорителя одиннадцати восьмитысячников.
Светловолосого гиганта, принципиально не пользующегося кислородом на высоте, играет исландский актер Ингварт Эггерт Сигюрдсон. «Русский Толя» показан отважным и неукротимым человеком. Это он посреди ночи, проявив фантастическую выносливость, возвратился за отставшими. И спас трех человек, в том числе двух женщин. Факт, отмеченный в том экранном послесловии, которое упомянуто выше.
А вот самого Букреева никто не смог вызволить из снежной лавины, в которую он угодил в декабре 1997-го. Он погиб на склонах горы Аннапурна в тех же Гималаях.
… Что еще добавить? Только то, что фильм «Эверест» продолжает свое восхождение. И, по-моему, это достойный путь.