Три фактора успешности
Владислав Дубинский стал победителем завершившегося вчера открытого чемпионата области. При этом 22-летний спортсмен до этого не играл почти два года!
СЕРТИФИКАТ
Один из немногих тюменцев, выступавших среди профессионалов, победил всех соперников в двух сетах. В финале он превзошел томича Владимира Харлова -6:2, 6:3.
— Владислав, последний раз вы играли на тюменском турнире из серии челленджер в ноябре 2013 года?
— Завершив профессиональную карьеру, я хотел сыграть. Но где? В Тюмени впервые состоялся такой серьезный чемпионат области. Его совместили с детскими соревнованиями, и получилось интересно. Наибольший рейтинг был у юношей, но в четвертьфинал пробился только один фаворит из восьми. Все остальные проиграли спарринг-партнерам и тренерам вроде меня. Я люблю азарт. К тому же моя ученица Алиса Плесовских попросила сыграть с ней в миксте и помочь ей получить звание кандидата в мастера спорта, положенное за победу. Была бы возможность — я бы ездил на турниры. Но для этого нужно тратить деньги, а еще потерять то, что мог заработать, останься дома.
— Призовой фонд того челленджера был 35 тысяч долларов. Какой у этих состязаний?
— Как такового его нет. За первое место дали сертификат на восемь тысяч для покупки в «Спорт-мастере». На турнире я хотел показать тюменским детям пример профессиональной игры в теннис. Сейчас со стороны игроков и родителей к соперникам нет никакого уважения — они даже матерят друг друга. А еще постоянно спорят с судьями. Дети, глупенькие, еще не понимают, что лучше играть от этого не станут. Но ведь родители одобряют такое поведение. Без эмоций теннис невозможен. У меня в проигранном миксте тоже ракетка пару раз улетала на соседний корт. Но во всех матчах я поправлял судей, если они ошибались в мою пользу. Уверенность получаешь, только если побеждаешь честно.
— Турнир, за исключением микста, сложился легко?
— Физическая форма не та, что раньше. Но упорных матчей не было. Хотя после 40 минут игры физически приходилось тяжело. Хорошо, что матчи продолжались не сильно дольше этого времени.
— Участником все того же челленджера был Сергей Пушников. Интересно было с ним встретиться в четвертьфинале?
— Мы давно знакомы. Часто играли друг с другом на тренировках. Здесь больше играли на публику, старались всех развеселить. Результат был понятен.
— Обсуждали жеребьевку чемпионата области с отцом?
— Папа вообще не собирался участвовать. В Тюмень он прилетел только в понедельник вечером, а значит, пропустил бы игру первого круга. Но жеребьевка позволила ему начать турнир со второго раунда.
— По сетке вы сходились в финале…
— Такое развитие событий из области фантастики. Отец в первом матче проиграл рейтинг-фавориту, но самое главное, что получил удовольствие.
ТЕРМИНАЛЫ
— Чем занялись после завершения профессиональной карьеры?
— Сначала устроился на работу к отцу — чинил терминалы. Спустя несколько месяцев понял, что ничего в этом не понимаю и в ближайшие годы вряд ли пойму. После этого вечером спарринговал кому-то на корте, получал от этого удовольствие и в два раза больше денег. Подумал… и сосредоточился только на тренерской деятельности, к которой раньше душа не лежала. Вначале без особого интереса. А затем ко мне пришла Аня Малюгина, которая уже через полгода начала хорошо выступать на турнирах. Если раньше про меня знали, что я хорошо играю, то теперь оказалось, что еще и тренировать умею. Работы стало много. Заходил на корт в 9 утра и только в полночь с него уходил. Там же и обедал. Я получал удовольствие от тренировок. Все мне были благодарны и чуть ли не сочиняли любовные письма. Сейчас клиентов стало намного меньше. Те, кто еще недавно клялся в верности, попросту кинули меня. Ни один из них даже не позвонил мне. Поэтому расклеивать объявления, как делал раньше, больше не хочу. Как бы ни был талантлив и работоспособен ребенок, все равно все зависит от родителей. Но когда они пытаются доказать мастеру спорта, как правильно бить по мячику. Я же не учу их заниматься бизнесом. Раньше не сталкивался с этим. Жил в мире, где никто никого не кидает, где говорят правду и понятия честь и достоинство -выше денег. Открылись глаза. Буду думать, чем заниматься дальше. Не хотелось бы до конца жизни стоять на корте.
— Какое у вас образование?
— Окончил первый курс института физкультуры госуниверситета и взял академический отпуск. Не вижу смысла восстанавливаться. То, что мне там расскажут, я чувствовал своими ногами и руками. Был во многих академиях, общался с людьми, которых у нас видят только по телевизору. Не говорю, что я великий тренер, но по уровню знаний в Тюмени уступаю только своему наставнику Тимуру Ханходжаеву, которого очень уважаю.
ПОЖАЛИ РУКИ
— Перечислите тех, кто теперь занимается с вами.
— Фамилии многих ни о чем не скажут, они еще очень маленькие. Сейчас со мной занимается Алиса Плесовских, в родителях которой я уверен.
— Ее отец — спортсмен…
— Вот поэтому он и не вмешивается в тренировочный процесс и у нас с ним хорошие отношения.
— Кто еще?
— Из тех, кто играет турниры, -Артем Штоль и Полина Королькова.
— А Григорий Гордеев?
— Уже нет. Сейчас расскажу, как все было. Полтора года назад исполнительный директор областной федерации тенниса Виктор Владимирович Галактионов посоветовал его родителям перейти от Тимура Асгатовича ко мне. Все это время я старался как мог. А отец Гриши постоянно делал мне замечания. Гришка мне нравился, и потому старался не обращать на это внимания. Он парень хороший. Но папа ждет от него результата уже сейчас, когда ему всего 12 лет. Я в его возрасте играл хуже. Гриша в этом году на первенстве страны выиграл у парня, занявшего четвертое место, -6:2, 6:2. Не вышел в четвертьфинал только из-за роковой случайности — для победы ему не хватило всего одного очка. Показал свой уровень — лучшей десятки по этому возрасту. А в турнирах первой категории он ни разу раньше четвертьфинала не проигрывал. Чаще всего занимал четвертое место. То, что сейчас он в рейтинге 19-й — ничего не значит. Просто у него есть психологическая проблема — постоянно доводит дело почти до победного счета, но. проигрывает. Характер не самый боевой. Но он просто маленький. Его воспитывают вежливым. А в спорте где-то надо быть злым и наглым. Он — не такой. И это ему мешает додавливать соперников. Я объяснял, что с возрастом это придет.
На турнире в Адлере в полуфинале Гриша играл с Егоровым. У того рейтинговых очков мало, но в первом круге выиграл у второй ракетки России со счетом 6:1, 6:0. Уровень любой адекватный человек должен понять. Но логика Гордеева-старшего была такой: Гриша уступил Егорову (4:6, 2:6) -тому, кто ниже в рейтинге. Значит, идет полная деградация. Не смог объяснить, что рейтинг в этом возрасте не имеет значения. Потому что больше зачетных очков не у тех, кто круче играет, а у тех, кто чаще ездит на турниры. В Адлере я попросил дать мне спокойно делать свою работу и дождаться хотя бы конца года. Если результаты не устроят — мы просто прекратим сотрудничество. Пожали руки. Приезжаю в начале сентября в Тюмень и спрашиваю у Виктора Владимировича, когда выделите время для тренировок с Гордеевым? Он в ответ: а ты не в курсе, что он вернулся к Ханходжаеву? Звоню Гордеев-старшему. Тот: а тебе что, ничего еще не сказали? Очень жаль. Такой родительский прессинг ничем хорошим не закончится. Хотя желаю Грише только побед.
— У кого занимается Зоя Дубинская?
— Всех Дубинских (маму, папу, Зою и Аню) тренирую я. В них я полностью уверен!
ШАНС
— Возможно ли успешно играть в теннис и при этом успешно учиться?
— Конечно! Правда, придется потратить дополнительное время. Приведу в пример себя. С девяти лет теннис был смыслом жизни. До пятого класса у меня были все пятерки и только одна четверка. И 11-й закончил без троек. При том, что пропускал много уроков, по успеваемости был одним из лучших в классе.
— Кто будет следующим тюменским профессионалом?
— Чтобы ребенок хорошо играл в теннис, должны сойтись три фактора: деньги (без них невозможно получить турнирный опыт вне Тюмени), интерес к этому виду спорта и адекватные родители. Наибольшие шансы у 11-летней Вари Дегтяревой. Мы немного занимались, а потом родители отправили ее в Москву. На мой взгляд — верный шаг. Варя очень трудоспособная. Встает в шесть утра — отжимается, приседает, бегает. Золото, а не ребенок.
— А София Соколова?
— Конечно! Это самый перспективный вариант. У нее есть шанс. Девочка со сложным характером из обеспеченной семьи. Я занимался с ней, но не получилось уделить ей очень много времени. Сейчас на неделю приехала в Тюмень, чтобы решить проблемы со школой. А вообще она основное время проводит в Америке в академии Козлова.
***
фото: Владислав Дубинский.