Путь к Северу начинается летом
За лето на страницах ТК было опубликовано несколько заметок, посвященных университетским летним школам, на которые в наш город приезжали иностранные студенты.
Возможно, для некоторых это загадка — что такое вообще летние школы. Подробнее об этой практике мы попросили рассказать советника президента Тюменского государственного университета Елену Гладун, курировавшую одну из школ — «Путь к Северу».
— Летние школы делятся на две категории: те, что проходят на базе университета, и выездные. В первом случае мы приглашаем иностранных студентов к нам. Во втором — организуем выезд наших ребят в зарубежный университет. По сути, это краткосрочные образовательные курсы. Обычно две-четыре недели, за это время студенты получают определенный объем знаний. Но значительная их доля: познакомиться с культурой города и региона, с историей, с языком. Гостей привозят на лосиную ферму, самовар показывают — приобщают к нашей культуре.
Обычно летние школы не имеют какой-то особенной образовательной специфики. Пожалуй, экологическая школа для германских студентов (о которой ТК писал в NN 133 и 148) стала первой, акцентированной на определенном учебном предмете. Кстати, она же стала первым случаем, когда в группу из двадцати иностранцев добавили шесть наших ребят.
В случае с выездной школой координатор собирает студентов и везет за рубеж. Таких, конечно, больше — наши ребята охотнее едут в иностранные университеты. Выездные школы очень разнообразны, постоянных почти нет. Разве что школа Павла Кузнецова по модели ООН (правда, она не летняя, а зимняя) — он каждый год возит студентов в Вену, Нью-Йорк, Женеву.
— Зачем университеты этим занимаются?
— Во-первых, мы привлекаем студентов в наши стены. Они видят, как устроен быт, с кем-то знакомятся, понимают, что здесь можно жить и учиться. Во-вторых, это имидж: летние школы — признак всех крупных университетов. В-третьих, это деньги. Правда, у ТюмГУ пока нет большой коммерциализации, мы работаем с небольшой прибылью — считаем, какого размера взносы надо собрать, чтобы не тратить своих средств на покупку авиабилетов, оплату экскурсий. Ну, и кроме всего этого, летняя школа — возможность отработать какие-то программы, которые позже могут стать частью образовательного процесса.
— Как вы планируете дальше развивать направление летних школ?
— У нас пока нет единой структуры, чтобы один офис занимался организацией всего процесса, хотя мы к этому стремимся — объединить все в один проект, но по разным направлениям. Собрать всю информацию на нашем сайте в один раздел. Сейчас она есть, но разрозненная. К тому же, это удобнее в плане администрирования.
Будем продолжать три проекта, которые у нас есть. Хочется сделать школы и по другим направлениям, но яснее станет к следующему лету.
— В каждой летней школе преподаются свои предметы?
— Конечно, разделение есть. Если говорить о наших школах, то «Открой свою Сибирь» — это язык и культура, «Сибирский вестерн» — история и экономика, «Путь к Северу» — экология и экономика. В прошлом году мы совместили для наших студентов экскурсию по нескольким странам с летней школой в Таллиннском университете. Там изучали финансовое право и международный брендинг. Но есть общий культурологический элемент — показать город и регион, познакомиться с местными традициями.
— Виден гуманитарный уклон. А по точным наукам школы существуют?
— В каких-то вузах, думаю, они есть. Когда-то я сама ездила в университет Данди в Шотландии изучать право недропользования и его регулирование. Были там и школы по тому же недропользованию, но уже технического плана.
— А студентам это все зачем? Кроме того, что они могут побывать в другой стране?
— На пару недель приехать в другой университет и получить новый опыт все-таки легче, чем на целый год. Но это распространенная практика, когда студенты — и наши, и иностранцы — после летней школы подают документы на обмен в тот вуз, где были, если он им запал в душу. Причем и там продолжают обучаться своей специальности, и здесь не выпадают из процесса: приехав, продолжают учиться. Так наши студенты уехали в Таллинн, в один из французских вузов. Как правило, это университеты-партнеры, и с обменом ребятам помогают.
— Насколько насыщенна программа летних школ? Есть ли время на отдых?
— Она, конечно, насыщенна. Но за две недели многого вы не узнаете. Так что, опять же, важен культурный аспект: студенты из разных стран живут вместе в общежитии, общаются. Этим летом у нас были люди из Франции, Германии, Индонезии… Во время Таллиннской летней школы мы дополнительно возили ребят в Хельсинки.
Занятия, как обычно, идут в первой половине дня. А потом студенты отдыхают, гуляют. Так что летняя школа — это весело.
— Досуговую часть организуют координаторы, или студенты предоставлены сами себе?
— Все очень индивидуально. Скажем, на выездных школах координатор сам продумывает концепцию, составляет программу, подбирает экскурсии. Принимающая сторона может что-то предложить. В Таллинне, например, ребят учили эстонским танцам — все очень веселились. Впрочем, с неформальной частью помогать не обязательно — студенты и сами разберутся.
***
фото: Летняя школа в Таллинне.