Путешествие по странам и аренам
Можно ли продлить лето, когда на улице — около ноля и воспоминаниями о теплом море уже не согреешься? Можно, если снова окунуться в романтику путешествия. И не обязательно уезжать далеко достаточно сходить в тюменский цирк на новое представление «Морская полундра».
Тюменского зрителя, избалованного хорошими цирковыми программами, удивить трудно. Он, как опытный сомелье, быстро определит качество предлагаемого продукта — оценит класс артистов, будет разборчив в режиссуре, придирчиво рассмотрит костюмы, декорации, реквизит, музыкальное и световое оформление спектакля. И если зрители по всем пунктам выставят высокие баллы, то волны восхищения быстро распространятся на всю Тюмень, а программу ждет аншлаг за аншлагом.
Искушенный цирковой зритель все чаще предпочитает не обычные «сборные солянки» — представления, составленные из разножанровых номеров, а объединенные общей идеей цирковые спектакли. Таким был, например, восхитительный «Кракатук», показанный в Тюмени в 2010 году, или «Горская легенда» Тамерлана Нугзарова в 2012-м. Может ли встроиться в этот же ряд «Морская полундра»? На мой взгляд, вполне. В ней нет единственного главного героя, но есть объединяющий номера морской дух, романтика странствий, лирика отношений, захватывающая новизна впечатлений.
Программу создавали специально для знаменитого санкт-петербургского цирка на Фонтанке — старейшего в России, созданного в 1877 году. Здесь знают цену цирковому искусству и выпускают в жизнь только отточенные до совершенства программы.
— Мы поставили перед собой задачу — показать в спектакле максимум животных, лучшие номера в жанрах джигитовки, эквилибра, воздушной акробатики, дрессуры, клоунады, высшей школы верховой езды и, конечно, искусство канатоходцев, — говорит Александр Иванов, заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов, руководитель программы и аттракциона «Канатоходцы с медведями».
И это получилось. Дважды программа становилась лауреатом международных конкурсов — в 2011 году в Китае и в 2012 году в Астане.
Романтика морских путешествий с первых минут врывается на арену, как свежий ветер, который гонит парусник по волнам. В роли белых летящих парусов выступают полотна, которые использует в своем номере воздушная гимнастка Евгения Нуянзина. Она летает под куполом, как чайка, то опускаясь совсем низко, то снова взмывая вверх. Ее акробатические элементы: шпагаты, шнуры, перевороты, кульбиты — фантастически легки и невесомы, как будто там, на высоте, под куполом, и есть настоящая жизнь.
Романтический настрой продолжает принцесса цирка. Это не образное выражение, а титул, который в 2009 году на международном цирковом фестивале завоевала Алена Сосина — продолжательница известной цирковой династии акробатов и дрессировщиков Сосиных. В «Морской полундре» она выступает вместе со своим мужем Михаилом Ивановым, лауреатом международных конкурсов, рекордсменом Книги рекордов Гиннеса и тоже продолжателем знаменитой цирковой династии — акробатов, эквилибристов, дрессировщиков и канатоходцев Ивановых.
У Алены и Михаила (Элены и Мишеля) — удивительные по красоте, артистичности и изяществу номера. Виртуозное владение предметами (мячи, обручи), мастерство эквилибра, сочетающееся с разнообразными движениями на моноцикле (колесе без седла), кажутся иллюстрацией к главному таинству — человеческим отношениям. Даже самые сложные элементы в них, как рифмующиеся слова в стихотворении, — подчеркивают высоту чувств. Сочетание виртуозности и поэтичности в номерах «Белая ночь», «Солнце, море, ты и я» были высоко оценены на международных цирковых фестивалях, получили приз за лучшую режиссуру.
Трюк, который показывает Михаил Иванов в «Белой ночи», — жонглирование семью мячами, двигаясь на колесе без седла, вошел в Книгу рекордов Гиннеса. Но сам рекорд в этом номере выглядит, как милая игра двух влюбленных — она подкидывает и подкидывает ему все новые и новые мячи, а кажется, что это не мячи — а идеи. И не в тягость ему все это, а в радость.
Уникальные трюки в программе «Морская полундра» — в каждом номере. Собачки здесь не просто ходят на задних лапках, а держат сложный, многоуровневый баланс. Кошки превращаются в файер-мэнов, обезьяны танцуют брейк-данс, а медведи ходят по канату. Кстати, 15-летнюю медведицу Машу можно по праву назвать не только заслуженной артисткой, но еще и полиглотом. Она хорошо понимает и русский язык, и японский — в стране восходящего солнца была на гастролях 15 раз. В Тюмени впервые к зрителям выйдут ее дети — семимесячные Аня и Марта.
— Пока малыши делают первые шаги на манеже, — говорит Александр Иванов, — но я уверен, что к концу гастролей они попробуют себя и в роли канатоходцев.
Эту цирковую программу он называет очень юной. Не только потому, что в той версии, в которой ее показывают в Тюмени, она существует два месяца. Но и потому, что в представлении задействовано много юных артистов. В программе, так или иначе, участвует 13 детей. На парад-алле выходят даже 2-3-летки. Но главными восходящими звездами шоу являются 11-летний Руслан Воложанин и 10-летняя Екатерина Иванова. Оба наравне со взрослыми выполняют сложные акробатические трюки — из разных положений крутят сальто в номере на батуте. А Руслан еще и держит баланс на вертикальном шесте-перше, который несет на голове канатоходец.
Еще один леденящий сердце трюк выполняет на канате его… дедушка. Почти в 60 лет Александр Иванов не только поднимается под самый купол цирка, но способен дать фору молодым. Он как заправский футболист может без остановки 110 раз отбить мяч головой, причем сделать это, двигаясь по канату, натянутому под углом 40 градусов на высоте 10 метров над землей. Этот трюк, придуманный еще в 1974 году, тоже занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
… Но, как ни рассказывай о самых захватывающих путешествиях, их лучше самому увидеть.
***
фото: Выступают Михаил Иванов и Анна Сосина;Дрессировщица Ирина Фокина.