Красивый голос — награда за труд
С этих слов начинают каждое свое занятие воспитанники образцового детского хорового коллектива «Сибирята». Руководитель коллектива Татьяна Солодовникова в этом году стала победителем общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств».
Аккомпанементом нашей с Татьяной Владимировной встречи звучала разноголосица школьной жизни. Это в обычной гул затихает к вечеру, а в школе искусств «Этюд» — самый разгар учебной работы. Весело галдят перед началом занятия дети, негромко обсуждают костюмы и предстоящие выступления родители. Рассадив участников младшего хора: сели на краешек стула, спинка прямая, ножки поставили красиво — Татьяна Владимировна оставляет ребят на попечение концертмейстера, выкраивая буквально полчаса для беседы.
— Возьмите вот это, — Солодовникова протягивает яркую книжицу, — это я к 30-летию хора выпустила в прошлом году. Стараюсь периодически издавать такие буклеты, подвожу в них итоги, рассказываю о нашем коллективе, если кто не знает.
Есть, конечно, и такие, кто не знает, хотя для людей, неравнодушных к музыке, «Сибирята» — практически бренд Тюмени. Начинался известный хор с музыкального класса при школе N 16, в 1986 году переехал в ДК «Строитель» в статусе музыкально-хоровой студии, с 2005 перебрался под крыло школы искусств «Этюд», где стал уже вокально-хоровым отделением.
Отец-основатель, придумавший и название своему детищу, — Владимир Кайгородов, его жена Тамара Павловна — художественный руководитель коллектива. У них было два ребенка — хор и дочка Таня, она же нынешний руководитель «Сибирят» Татьяна Солодовникова.
— Да, у нас династия, — улыбается Татьяна Владимировна, — со мной и дочь уже работает, Юлия Пожидаева. В третьем поколении музыкант, в шестом поколении педагог.
Это у чиновников не приветствуется семейственность, а в педагогике она иногда просто необходима. Особенно, если преподаешь музыку.
— Я не очень хотела быть музыкантом, родители настояли, — рассказывает моя собеседница, — видимо, не хотели свой хор отдавать в чужие руки. Вот и я настояла, чтобы дочь пошла по моим стопам. Долго убеждала, чтобы она начала работать в хоре. Юля, видя и зная всю изнанку процесса, не сразу решилась прийти. А я в ней была уверена, знала, что этот человек справится, понесет заряд, заложенный еще моими родителями, дальше. Ведь когда коллектив создан двумя любящими людьми, он имеет ярко выраженную индивидуальность. Хочется, чтобы продолжатель нашего дела так же чувствовал и понимал свою миссию, как мы, смог повести за собой коллектив. В Юле я все это вижу.
«Сибирята» сегодня — это большой коллектив, 150 детей от 4 до 16 лет. Записываясь в хор, они проходят четыре ступени: подготовительная группа, младший хор, кандидатский и старший хоры. Также внутри коллектива сформировалась вокальная группа мальчиков. Удивительно, но отбора в известный хор нет, берут всех.
— Голос — это инструмент, который создан природой, — рассуждает хормейстер. — Он есть у каждого человека, значит, каждый может научиться владеть этим инструментом. Да, он сложный, на кнопочку или клавишу не нажмешь. Здесь помогает предмет сольфеджио, на котором мы изучаем музыкальные правила, воспитываем голос, развиваем музыкальный слух. К каждому ребенку мы ищем ключик. Хотя бывает, что дети уходят, и для меня это всегда трагедия. Думаю, что не нашла подход к ребенку, проглядела.
Татьяна Владимировна уверена, любого человека можно научить петь, просто кому-то это искусство дается легче. Один научится владеть своим голосом и будет с удовольствием петь родным и друзьям, научится понимать музыку, а другой, имеющий кроме прилежания еще и природный талант, станет профессиональным музыкантом. Вот и вся разница.
Опытный педагог знает, не все могут быть вокалистами, выходить смело на сцену, а в хоре исполнители чувствуют локоть товарища, поддержку, вместе петь очень комфортно, и вполне можно себя проявить, отогнав стеснение.
— Хор — это единый организм, десятками, сотнями голосов он несет слово слушателю. Как мир разнообразен и в то же время един, так и дети наши, они все очень разные, но в хоре превращаются в одно целое, — объясняет Татьяна Владимировна. — Моя задача не просто научить детей петь, я работаю над их духовным развитием, чтобы они через тексты песен стали умнее, добрее, лучше, чтобы они вышли из нашего коллектива и научились любить, уважать, заботиться. Чувство локтя как раз в хоре хорошо воспитывается.
По словам художественного руководителя «Сибирят», чувствуется в городе и в стране всплеск интереса к хоровому пению. Проводятся масштабные конкурсы, хоровые коллективы организуются повсеместно. Желающих поступить в «Сибирята» всегда было достаточно, а сейчас стало еще больше. Люди переезжают в отдаленные районы Тюмени и все равно возят детей на занятия, потому что хор — это еще и образ жизни. И не только для участников, но и для педагогов, среди которых выпускники Солодовниковой, как, например, Олеся Шестакова. Она работает с хором, а на занятия ходит ее младшая сестра. С большой благодарностью Татьяна Владимировна говорит о своих первых помощниках-концертмейстерах: Елена Бородина, Ксения Бочкова, Ольга Кислякова, Марине Шабаян. Они подбирают репертуар, участвуют во всех выступлениях и поездках. Вообще, по словам художественного руководителя «Сибирят», подбор репертуара — очень сложный процесс. Найти что-то особенное, чтобы детям было полезно для ума, интересно для души, и на сцене звучало великолепно — непросто. Помогают педагоги Тюменского колледжа искусств — Татьяна Шевелева и Людмила Лезина, местный композитор Валерий Серебренников.
Концертные выступления — кульминация совместной работы детей и педагогов. Очень любит Татьяна Владимировна конкурсы, но не потому, что нравится состязаться, а потому что конкурс — это цель, которая двигает коллектив. Благодаря им хоровой коллектив развивается.
— Дело ведь не в наградах, — уверяет Татьяна Владимировна, хотя их у коллектива предостаточно, — «Сибирята» должны жить интересно, чтобы летопись хора отражала события каждого года: где были, где выступали, чего добились. У детей должно быть в жизни событие и не должно быть скуки.
Получив признание на общероссийском уровне как лучший педагог школы искусств, Татьяна Солодовникова свою победу адресует родителям. Их давно нет рядом, но говоря о них, она с трудом сдерживает слезы. Кажется, что ее связь с ними не ослабела с годами. Как и все творческие люди, Татьяна часто видит особенные сны, в которых родители подсказывают, помогают, направляют. С ними она сверяет свои планы и цели, мысленно отчитывается о работе. Думаю, Владимир Григорьевич и Тамара Павловна гордились бы своей дочкой.
— Победа в конкурсе — это, прежде всего, моральное удовлетворение, — говорит Татьяна Солодовникова. — Мне почему легко работать? Потому что я знаю — родительская идея должна продолжаться.
***
фото: Репетиция младшей группы хора «Сибирята».