Не ваше тело
«Вне/себя», США, 2015. Режиссер Тарсем Сингх. В ролях: Райан Рейнольде, Бен Кингсли, Натали Мартинес, Мэтью Гуд и др. 16+
… Будь у меня такая возможность, встал бы посреди Голливуда в одиночном пикете с плакатом «Верните Бена Кингсли!» Ибо выдающийся британский актер, появившись в первых сценах этой фантастической картины, затем исчезает. Таков предложенный нам жестокий сценарий.
71-летний Кингсли (немедленно узнаваемый по своим пылающим, невзирая на возраст, глазам и голому черепу) играет строительного магната и миллиардера Дэмиена Хейла, увы, смертельно больного. Его герой использует последний отчаянный шанс, играет по-крупному — и отдает 250 миллионов долларов некоей таинственной компании «Феникс», обещающей бессмертие избранным.
Но, кроме денег, есть и другая плата за возможность переселиться в чужое, но молодое и сильное тело. Другое имя и биография -разумеется, вымышленные. Никаких контактов с родственниками. Жизнь с нуля. Да еще и галлюцинации, которые молоденький доктор Олбрайт (этакий голубоглазый дьявол с приклеенной на лице улыбкой) объясняет «побочными эффектами смерти».
Сама процедура обретения новой жизни показана на удивление просто и неизобретательно. Героя задвигают в некую камеру, напоминающую ячейку в морге, — а параллельно движется в ту же сторону его новая материальная оболочка. Вращение каких-то механизмов-колес, вспышки света. и все. Волнующего и всегдашнего вопроса «как они сделали это?» попросту не возникает. Научный фантаст прослезился бы и махнул рукой: не придумали, не сочинили, не заставили рот открыть от изумления.
… А далее, посреди нежданных видений, омрачающих его новую жизнь (изобилие, женщины и масса иных удовольствий), Дэмиен, он же Эдвард Киднер, — уже в облике 38-летнего актера, канадца по происхождению, Райана Рейнольдса — вдруг загорается желанием узнать, чье тело он получил. Что-то тут нечисто, но что?
Признаюсь, я горько вздохнул, когда эффектный зачин фильма, спикировав вниз и превратившись из лайнера в «кукурузник», пошел по давно разведанному маршруту. Не просто проторенному — заезженному! Заявленная фантастика (тема бессмертия — исключительно острая штучка, не согласны?) вдруг сменилась привычной погоней вслед за героем-одиночкой, ставшим очень опасным для тех злодеев, что торгуют донорскими организмами. Им, впрочем, тоже не сильно повезло. Не того вы-брали, взяли тело спецназовца со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Бизнес-дар мистера Хейла не понадобился ему после реинкарнации, и я понял, что меня провели и тут. Громадье планов для нестареющего ума, возможность сотворить нечто еще более эффектное, чем застройка Нью-Йорка… Но понадобилось только махать кулаками и завязывать романтические отношения с молоденькой дамой, которая была в чужой жизни женой другого.
Эта смуглянка (актриса Натали Марти нес в докиношной жизни побеждала на конкурсах красоты) скрашивает наши последующие впечатления. А убегающему герою дает новый заряд жизненных сил.
К чему клоню? Да к тому, что прежняя личность Дэмиену в его новом обличье просто не понадобилась. Тут, на мой взгляд, тоже что-то не стыкуется. Нам просто предложили пойти по знакомой дороге из желтого кирпича.
Зато поаплодирую г-ну Сингху за отсылку к французскому фильму «Старое ружье» (1975) — точнее, к знаменитой сцене, когда эсэсовский офицер застывает перед плавящимся зеркалом, через которое хлынет пылающая струя огнемета. Так герой актера Филиппа Нуаре мстил за смерть жены.
Теперь этот жестокий эпизод будет разыгран в интерьерах нового века и с иными персонажами. Не знаю, всегда ли плохи такие заимствования. Иногда они вызывают сильные чувства, напоминая о фильмах, которые мы смотрели в молодости.
Вот, попытался разобраться в своих противоречивых впечатлениях. А российская публика уже проголосовала за ленту «Вне/себя» купленными билетами. По информации сайта Кинопоиск.ру, стартовав не в самую лучшую пору -летом, картина Сингха привлекла 700 тысяч зрителей. То есть была довольно успешной.
… А Бена Кингсли жду в новой картине. И надеюсь, что его, как иного футболиста, не заменят на 15-й или 20-й минуте. Превосходные актеры не должны играть так мало.