X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Учителя тоже надо хвалить. И чаще

Мы все интересуемся школой — каждому хочется заглянуть через форточку в будущее. А оно станет таким, каким его сделают нынешние школьники. О проблемах и достижениях школы, ее учеников и учителей журналисты «Тюменского курьера» говорили в редакции с Андреем Степановым, директором городского департамента образования.

КУРЬЕР: — Андрей Эдуардович, с какими чувствами вы вступили в очередной учебный год?

СТЕПАНОВ: — С надеждой. На то, что наши планы реализуются. На то, что мы сумеем выстроить для детей образовательную среду, в которой им будет безопасно, комфортно и интересно.

На нынешней августовской педагогической конференции Наталья Шевчик, заместитель губернатора области, подчеркнула, что для этого учитель должен быть интересен ребенку. Не только как преподаватель. Как личность. Начиная от манеры одеваться, поведения, увлечений, эрудиции до умения вовлечь ребенка в поиск новых знаний.

К: — А каков процент личностей в подведомственных вам школах?

С: — Мне представляется, что в школе нет совсем равнодушных и случайных людей. Это та сфера, где долго прикидываться невозможно. Дети быстро раскусывают любой обман.

Сегодня мы нацелены не на процесс, а на результат. И не результат ЕГЭ является определяющим, а то, как изменяется количество детей, участвующих в творческих делах — в походах, в спортивных, культурных мероприятиях.

К: — Станут ли наши дети умнее и лучше нас?

С: — Без сомнения. Они другими родились, в другой стране, по-другому видят мир. Они прагматичнее, обладают широким кругозором, хорошо ориентируются в информационных технологиях.

К: — А учителя стали лучше?

С: — В систему образования пришло много молодежи. Учительство меняется к лучшему, сохраняя при этом уважение к ученику, сопровождая его до выхода из школы. Сегодня учителя видят, что требуются не только показатели успеваемости, приветствуется инициатива педагога. Существует и система стимулирования труда, которая позволяет реализовывать свои способности и развивать интересы детей.

К: — Удалось ли коренным образом изменить методику преподавания? Уйти от заучивания к свободному владению информацией?

С: — Мы закончили внедрение новых образовательных стандартов в начальной школе. Она оказалась более готова к изменениям. С этого года зашли в пятый класс. Есть пилотные площадки, которые пробуют внедрять стандарты до девятого класса.

Мы меняем формальные подходы к обучению. Все школьное и внешкольное пространство теперь должно работать на образовательные цели. Все должно идти от ребенка, от его потребностей.

Зачем ребенок ходит в школу? Потому что мама-папа велят? Потому что все ходят? Буду считать, что моя миссия на Земле выполнена, если ребенок скажет: «Потому что мне там интересно».

Сама модель школы претерпевает кризис. Об этом говорит американский автор Роберт Кийосаки в книге «Почему отличники работают на троечников, а хорошисты — на государство». Старая модель создана в эпоху промышленной революции, когда требовались четкие, формализованные знания. Дети, получив их в школе, могли всю жизнь реализовывать, но сегодня ситуация меняется слишком быстро. Происходит смена направлений развития. Например, кто бы мог подумать, что в Тюмени появится свой металлургический завод и потребуются кадры, способные понимать, развивать металлургию?

Кийосаки считает, что традиционная модель школы не развивает предприимчивости и пытливости ума. Она требует от ученика только того ответа, которого от него ждут. И он становится исполнителем. Зачем рисковать? Но сегодня необходимы учителя, которые способны поставить оценку за новый, интересный вариант решения или прочтение темы.

Недавно областной департамент образования и науки пригласил сингапурских коллег, чтобы они показали интенсивные технологии в методах и техниках ведения урока, в подаче информации.

Сингапур наряду с Финляндией и Южной Кореей занимает первые строчки во всех рейтингах развития детей и образовательных систем. Коллеги из Сингапура показывают технологии, когда дети вовлечены в процесс, и учитель -не вещатель, а организатор процесса добычи информации. Их техника работы в группах предполагает, что сегодня ты ноль, а завтра — лидер. Меняясь ролями, дети участвуют в поисках правильного решения, учатся быть спикерами. Главная задача учителя — обеспечить им ситуацию успеха.

К: — Вы ничего рискованного в той модели не видите? Не напоминает ли это технологию организации толпы?

С: — Речь идет не о слепом копировании элементов, а о содержании методики. Сингапурские технологии по сути похожи на те, которые активно внедрялись в советской педагогике в 60-70-е годы. Лучшие наши педагоги всегда использовали практико-ориентированный, деятельностный подход.

Взяв элементы тех или иных образовательных техник или технологий, наши педагоги творчески их интегрируют в свой стиль работы. Наша задача — разбудить, встряхнуть систему образования, уйти от не дающей эффекта экстенсивной системы пре-по-да-ва-ния.

К: — А как учительская общественность восприняла призыв и обращение к этому опыту?

С: — Тьюторы (наставники), побывавшие на сингапурских семинарах, показывали, как эти технологии можно применять на конкретных уроках. Отзывы были такие: «Здорово!», «Буду делать это сама!», «Теперь знаю, как можно все изменить!» Учителя увидели возможность сделать урок более динамичным и ярким. Этот опыт будет нам полезен.

К: — Как вы оцениваете подготовку учителей в вузах?

С: — Весь мир непрерывно учится. У нас же можно до пенсии ехать на багаже знаний, полученном в вузе. Повышение квалификации, которое предполагается раз в пять лет, проходит формально. Так работать категорически нельзя. Конечно, в школу должен приходить более подготовленный, мобильный учитель.

В регионе введена непрерывная зачетно-накопительная система повышения квалификации через семинары, тренинги, дистанционные формы обучения, практические уроки. По приглашению ТОГИРРО в Тюмень приезжают лучшие учителя России.

К профессиональному росту подстегивает и конкуренция. Несколько лет назад был дефицит учителей-предметников. Но меры социальной поддержки, предпринятые правительством Тюменской области, позволили поднять зарплату почти в два раза, вернуть многих, ушедших из системы, и привлечь молодежь. Молодых специалистов уже 32%. Средний возраст учителей — около 40 лет. У нас нет вакансий учителей истории, физкультуры, даже английского языка.

К: — На августовские педагогические совещания приходят студенты?

С: — Пока нет. Но если студентов не включить в этот процесс, то потом трудно получить молодого специалиста с живым умом. Систему педагогического образования надо выстроить по аналогии с медицинским. Будущие учителя должны около трети учебного времени проводить в школе на практике.

К: — Профессиональный рост невозможен без самообучения, а для этого необходимо свободное время. Оно есть у учителей?

С: — Надо уметь использовать имеющиеся ресурсы. Возможностей черпать дополнительную информацию множество. Знаете, сколько сетевых сообществ учителей, сколько групп Вконтакте? В каждой школе есть люди, которые продвигают интересные идеи.

На помощь учителю приходят информационные технологии. Пользу программы NET-школа признают даже те, кто долго находился к ней в оппозиции. Эти сервисы позволяют информацию быстро переформатировать. У каждого учителя есть служебный нетбук, он не привязан к кабинету информатики, может работать в любое время, в любом месте.

Галя Безбородова

К: — Все ли учителя владеют информационными технологиями?

С: — Можно стоять стеной до конца и не меняться. Но таких меньшинство. Даже педагоги со стажем, которые панически боялись информационных технологий, к ним привыкли. И сотовые телефоны можно активно использовать на уроке для образовательной деятельности. Не зря говорят: «Не можешь победить — возглавь». Умный учитель так и поступает.

К: — Считаете ли вы правильным, что посещение школьных стадионов после реконструкции для жителей становится платным?

С: — Перед нами поставлена задача: школьные стадионы должны работать на социум, на людей, которые живут рядом. Но школа имеет право вести дополнительную деятельность. Бюджет не дает ей финансирования на предоставление социальных услуг жителям микрорайона. А проблем со свободным посещением стадиона появляется множество — мусор, бутылки, пьяные компании, оскорбления и угрозы детям, сломанные спортивные снаряды.

Кто-то должен убирать, охранять порядок на площадке. Школьная охрана не подписывалась с дебоширами разговаривать.

Как это будет решаться? Мы встречались с инициативными группами. Нам помогал председатель городской Думы Дмитрий Еремеев. Он тоже активно занимается спортом. Выработаны определенные параметры. В открытом доступе будет информация о свободных школьных игровых площадках. Можно заранее оплатить время занятий, зарезервировав за собой какую-то площадку. Эти деньги пойдут на дополнительную работу спорторганизаторов, на поддержание площадки в чистоте и исправности.

Мы тоже хотим, чтобы ресурсы наших школьных площадок работали на все сообщество.

К: — Есть ли в городе перспективный план школьного строительства?

С: — В генеральном плане развития города эти площадки обозначены. Надо приступать к строительству школ в микрорайонах, которые оказались за объездной дорогой в южной части города. Активно работать и по строительству школы в районе Дома обороны. С детскими садиками мы уже значительно продвинулись, есть задел и взаимопонимание со строителями, а вот со школами — отстали, надо наверстывать.

К: — Когда в детские сады будут попадать все дети младше трех лет?

С: — За темпами прироста населения в Тюмени трудно угнаться. Надо мыслить стратегически. Нельзя в каждом дворе построить по детскому садику. Завтра кем их наполним? Как будем содержать?

К: — Вы верите, что Тюмень будет городом-миллионником?

С: — В 2007 году в детские сады города ходило 24 тысячи детей, сегодня — более 46 тысяч. Несколько лет назад количество детей в школах было 58 тысяч, сегодня за парты село 78 тысяч ребят. Я верю, что еще при моей жизни город станет миллионником.

К: — Школа — место, где получают не только образовательные, но и социальные навыки. Что делается здесь в воспитательном плане?

С: — Школа — часть нашей жизни. Наша жизнь справедлива? В ней нет насилия и унижения? В ней все есть. И в школе мы такой забор построить не можем. Более того, психологи говорят, что дети по своей природе жестоки. Борьба за лидерство свойственна ребенку, независимо от того, в каком коллективе он находится.

Ответственность за нравственность, за воспитанность лежит и на семье. Ребенок, которого родители воспитали в духе уважения к другому, к старшим, не позволит себе переходить эту черту.

Невозможно все переделать в школе. Но вернуть воспитание в школу — государственная задача. К этому призывают и стандарты нового поколения, и внеурочная деятельность, и интеграция дополнительного образования в общее.

Некоторые воспитательные моменты раньше воспринимались не так остро. Ну, подрались мальчишки на переменке — ничего страшного. Нынешние родители воспринимают это не так. Недавно в одной из школ на перемене подрались два первоклассника. Через полчаса один папа пришел на урок с адвокатом, другой — с милиционером. Начались угрозы, требования дружить друг против друга. До конца года отцы бились друг с другом, хотя пацаны помирились уже не следующей перемене. А учительница, которая каждое утро шла к детям с новой сказкой, жила этим, — погасла. Сказала, что больше не сможет работать в такой обстановке.

К: — Моя дочь в начале учебного года сказала: «Не хочу идти в школу. Нас там никто не уважает. Говорят: «Свое плохое настроение оставляйте дома. Вы пришли сюда работать». Не забыли ли учителя в погоне за результатом, что дети — это дети?

С: — Недавно на встрече выпускников седовласые родители благодарили своего преподавателя физкультуры Андрея Колычева: «Дорогой наш учитель, ты учил нас побеждать, перешагивать через свое не хочу». Что может быть лучше такой оценки? У Андрея Владимировича, как и у всей его учительской династии, искусство побеждать всегда шло через добро, через поддержку, ни в коем случае не через унижение. И таких учителей много.

Какие бы ни стояли задачи на ЕГЭ, сколько бы ни надо было писать отчетов, на первом месте всегда должен быть ребенок. Мы разучились хвалить детей, разучились делиться добротой. Ощущается дефицит чуткости как неотъемлемой части профессии. Хотя есть целые школы и коллективы, которые доказывают обратное. Там в ребенке воспитывают личность, после выхода из такой школы он не потеряется в жизни.

К: — Как помочь учителям загореться снова, если они по какой-то причине погасли?

С: — Учитель, как и ребенок, очень раним. Его тоже надо хвалить, он в этом нуждается. Нельзя бесконечно ругать. Система материального и морального стимулирования, поддержки инициатив -вот стратегия управления школой. Стратегия развития профессионального потенциала, который перерастает в человеческий капитал. В педагогике черствости быть не должно.

***
фото: Андрей Степанов;Круглый стол в редакции.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта