Скажи мне, кто твоя собака, или Все как у людей
Занятно было прослушивать аудиозапись беседы с президентом Тюменского областного объединения любителей животных (ТООЛЖ) Натальей Савельевой: наши в некотором роде философские рассуждения о том, изменился ли мир за те 20 лет, что существует клуб, и сделались ли люди добрее, сопровождались лаем, визгом, смехом, хлопаньем дверями…
Подобным образом в клубе проходит практически каждый день. А мне и вовсе повезло попасть туда в «детский час», когда кинолог Елена Мингалева занималась с щенками и их юными хозяевами, так что обычный шум и веселье были помножены на два.
ШКОЛА ДОБРА
— В своем «детском саду» вы учите детей, как управляться с животными? — спрашиваю я у Натальи Борисовны.
— Я бы сказала больше: здесь они учатся жизни, а именно — ответственности, сознательности, любви… Всему тому, чего так не хватает многим взрослым людям. Мы часто несчастны от того, что не получаем любви, и даже не догадываемся: чтобы быть любимыми, надо уметь любить. И чтобы что-то получить, надо сначала что-то бескорыстно отдать.
Кому-то может показаться удивительным, что подобная школа добра выросла из клуба… бойцовских собак. Да, именно им руководила Наталья Савельева в начале 90-х. Говорит, что собачьи бои были созвучны менталитету того времени. Но как-то в клуб пришла заводчица сенбернаров -как раз Елена Мингалева — и спросила: «А нам-то куда? Возьмете нас к себе?»
— Я была озадачена: внутренний мир бойцовских собак и собак-спасателей совершенно разный, поэтому и подход к ним не может быть одинаковым, — продолжает моя собеседница. — Именно с того момента я задумалась над тем, чтобы сделать клуб универсальным: для всех пород и для всех людей.
18 сентября 1995 года клуб любителей животных обрел свое новое название и форму, в которой существует и по сей день. Поселились любители животных в подвальном помещении дома N 99 по улице Мельникайте. И сюда потянулись подростки — кто-то со своими собаками. А те, чьи родители не могли себе позволить завести животное, приходили посмотреть на чужих собак, погладить их.
— Это были дети, испытывавшие острый дефицит родительского внимания и любви. Взрослые были заняты проблемой финансового выживания, поэтому не могли им этого дать, — говорит Наталья Борисовна.
— Правда ли, что дети того времени были более жестокими?
— Как-то один уважаемый мной человек сказал, что люди и мир вообще не меняются, меняется наше отношение к ним.
КАК КОШКА С СОБАКОЙ
Поменялась и прописка клуба любителей животных, теперь их тренировочная площадка находится на улице Республики, 156. Участники клуба шутят: это не они поменяли место жительства, а, главным образом, кошка Вера, которая уже больше десяти лет считается хранительницей очага ТООЛЖ, днюет и ночует здесь. На одной из выставок ее рекомендовали Наталье Борисовне как мышеловку, что вызвало у той сомнения: ротик у кошки слишком маленький, да и не активная она какая-то. Но животное стало жалко — всю выставку она просидела в тесной переноске, — так что в клуб ее все-таки приняли, нисколько, впрочем, даже не надеясь, что она избавит подвальное помещение от мышей, которых здесь было в избытке.
— Каково же было наше удивление, когда через месяц в подвале не осталось ни одной мыши и крысы! — говорит Наталья Савельева. -Тихой сапой Вера сделала свое дело, с тех пор мы называем ее Верой нашего дома.
Она по-прежнему очень задумчива и флегматична: скептически смотрит на носящихся по коридору щенков, у которых сейчас перемена, с высоты дивана. Может и по морде лапой треснуть, если кто-нибудь на радостях подскочит к ней слишком близко.
— Верна поговорка про вражду между кошкой и собакой? — глядя на эту разношерстную компанию, спрашиваю я у Савельевой.
— Не враждуют они. Сосуществуют, скорее, как мужчина и женщина — совершенно разные, но друг без друга не могут. У собаки вся душа нараспашку, настроение написано на морде, а кошка загадочна, непредсказуема, все держит в себе. Ну, вы, наверное, уже поняли, кто из них женщина, а кто мужчина. Кстати, я бы посоветовала женщинам обращать внимание на то, как их избранник относится к кошкам: если любит и жалеет их, то поймет и тонкую женскую натуру, будет хорошим мужем. А если нет — что ж, с ним придется непросто.
РАДЫ ВСЕМ
За годы существования клуб серьезно повысил свой статус — сейчас он организовывает выставки международного класса, одна из которых прошла этим летом. А еще расширил круг своих интересов: теперь здесь занимаются не только профессиональным собаководством, дрессурой, социализацией щенков, племенным разведением, но и фелинологией и птицеводством. Также в клубе рады любителям грызунов, рептилий, лошадей. В общем, всем тем, кто умеет любить. Ну, или очень хочет этому научиться.
— Я считаю утверждение «чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак» в корне неправильным. Человек, способный полюбить хотя бы одно живое существо, будет добр и по отношению ко всем другим, — считает Наталья Савельева.
— Есть еще одно утверждение -о том, что человек выбирает такую породу собак, которая ближе всего ему по характеру. Что-то вроде: скажи мне, кто твоя собака, и я скажу — кто ты.
— Да. Собака — отражение хозяина. Человек интуитивно тянется к той породе, которой, в некотором роде, соответствует сам. Возьмем, к примеру, восточную группу пород — тибетский мастиф, афганская борзая, пекинес, чау-чау. Это ярко выраженный восточный менталитет: собаки-философы. Терьеры — активные собаки. Мои личные многолетние наблюдения показывают, что люди, которые их любят, сами очень активны. Причем они могут быть грузного телосложения, но с неуемной внутренней энергией. А есть такие породы собак, с которыми человек никогда не уживется в одном доме, но будет их очень уважать. Я, например, царем собак всегда считала пуделя — за его красоту и стать, но никогда не держала пуделей. А вот с бульмастифом, который живет у моей дочери, мы душа в душу — это собака-человек, с которой можно общаться одним только взглядом.
При большом желании такому взаимопониманию с животными может научиться каждый, считает Наталья Борисовна. В этом помогут инструкторы-кинологи клуба, которые, кроме прочего, являются хорошими психологами.
… Нашу беседу прерывает новичок клуба двухмесячный хаски Кей — удирая от толпы щенков, которая бросилась с ним знакомиться, он буквально взлетел на руки к Наталье Савельевой, которая крепко прижала его к себе:
— Знаете, у меня появились внуки. И я как никогда стала понимать: чтобы помочь детям социализироваться, надо поддерживать их добрым словом, обнимать, ласкать, показывая им тем самым, что мир не настроен к ним враждебно. И с щенками точно так же. В общем, все как у людей.
***
фото: Кинолог Надежда Сонич и ее бельгийская овчарка Чероки;Наталья Савельева и Кей;Лев и его джек рассел терьер Нота;Елена Мингалева проводит занятие.