Перекрыть кислород мошенникам
Новость о том, что у недобросовестных застройщиков будут конфисковать имущество в счет покрытия причиненного ими материального ущерба, обрадовала обманутых дольщиков. Но, по мнению чиновников, осуществляющих контроль строительного рынка, радоваться тут нечему.
На этой неделе в СМИ появилась информация, что на рассмотрении Госдумы находится законопроект о внесении изменений в ст. 60 Уголовного кодекса РФ. В нем предлагается вернуть в законодательство институт конфискации имущества и наказывать застройщиков за присвоение или растрату средств участников долевого строительства не только лишением свободы, но и конфискацией движимого и недвижимого. Причем как нажитого преступным путем, так и всего, что будет обнаружено у мошенников и даже у их родственников и подставных лиц, если удастся доказать, что реальным хозяином имущества является проворовавшийся застройщик.
Еще раньше подобное предложение прозвучало из уст прокурора г. Москвы Анатолия Зуева. В интервью «Интерфаксу» он заявил:
— Сколько ни наказывай преступника, если он уверен, что его близкие будут продолжать пользоваться наворованными благами, то эффект от наказания будет невелик, да и гражданину необходима компенсация похищенного, одним моральным удовлетворением от того, что преступник сидит в тюрьме, сыт не будешь.
Кроме того, прокурор считает, что «правильно и справедливо будет, если за несостоятельную, бездарную или просто преступную деятельность организации, которая взялась заниматься строительством или инвестиционной деятельностью, будут отвечать учредители этой организации».
— Странно, что раньше никто до этого не додумался, — удивляется обманутый дольщик Ирина Родионова. — Сейчас все проблемы стараются переложить на плечи пострадавших. Вот, к примеру, директор тюменской строительной компании, «кинувший» почти полтысячи человек на сотни миллионов рублей, этим летом отдохнул за границей. А я, купив квартиру в его долгострое, давно забыла, что такое отпуск.
Не удивительно, что и у добросовестных застройщиков законодательная инициатива нашла поддержку. Во всяком случае, они видят больший смысл в том, чтобы бороться с мошенниками от строительства, чем вообще запрещать «долевку». А именно такое решение проблемы с обманутыми дольщиками предлагает сейчас Минстрой.
— Конечно, для строительного рынка будет плюсом, если законодательство перекроет кислород мошенникам, — считает директор по продажам группы компаний «ТиС» Татьяна Палецких. — Мне, как и любому гражданину, хочется, чтобы в нашей стране таких людей не было. Другое дело, что если это откровенные мошенники, которые целенаправленно приходят обмануть дольщиков, боюсь, что они найдут способ обойти закон и избежать ответственности.
Подобные сомнения терзают и заместителя начальника областной инспекции Госстройнадзора Вадима Ряску. Он говорит, что инициатива Минстроя, предусматривающая уход от долевого строительства в его нынешнем виде, более понятна.
— Предполагается, что застройщики будут строить не на деньги частных инвесторов, а брать банковские кредиты, — объясняет Вадим Ряска. — В этом случае все риски лягут на банковские структуры. Естественно, банки проведут жесткий отбор. Мелкие строительные компании, скорее всего, уйдут с рынка. Или сольются с более крупными организациями. Зато и для мошенников на строительном рынке места не будет.
Чиновник утверждает, что в большинстве западных стран от долевки отказались еще в 80-е годы прошлого века.
— Правда, там и кредиты застройщики получают под минимальные проценты, и ипотеку банки выдают максимум под 3-4 процента годовых, — уточняет Ряска. -Таким образом, каждый работающий человек может купить себе жилье. У нас же с зарплатой в 1520 тысяч рублей ипотечный кредит попросту не дадут.
Есть и другое слабое место у схемы, предложенной Министерством строительства: нет никакой гарантии, что банки «подпишутся» и возьмут на себя дополнительные обязательства. Во всяком случае, до сих пор такого желания никто из банкиров не высказал.
А вот необходимость ужесточения законодательства в отношении мошенников, действительно, назрела. Многие сегодня, как Ирина Родионова, удивляются, почему этого до сих пор не произошло? А если зреть в корень, то еще больше удивляет, зачем вообще было отказываться от института конфискации имущества? Почему-то в бывших союзных республиках он действует и приносит плоды. В соседнем Казахстане, к примеру, существует агентство по борьбе с организованной и коррупционной преступностью (финансовая полиция), которое конфискует имущество недобросовестных застройщиков, в том числе записанное на их близких.
И, как объясняет одному из печатных изданий высокопоставленный казахский чиновник, «если человек привлекается к уголовной ответственности за совершение коррупционного или иного преступления, за которое предусмотрена конфискация имущества либо возмещение материального ущерба, то полицейскими проводится проверка на наличие у подследственного имущества».
— Если обнаружатся квартира, дом, дача, — любая недвижимость и другие активы, которые записаны на другое лицо, при этом фактическим владельцем ее является он сам, то имущество арестовывается, а дальше суд решает, будет ли оно конфисковано, -объясняет начальник следственного департамента финполиции Нурлан Ауганбаев читателям газеты «Караван».
Я не думаю, что казахским полицейским приходится легче, чем нашим. Так же, как не уверена, что им уже удалось полностью избавиться от мошенников на строительном рынке. Но в том, что действовать в этом направлении надо решительнее, чем допускает наше нынешнее законодательство, лично у меня никаких сомнений нет.
***
фото: Митинг обманутых дольщиков на площади у горадминистрации;Один из десятков тюменских долгостроев.