X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Гагарин, Ремезов и все-все-все…

«Я в библиотеке, тетушка затащила на встречу с каким-то писателем», — строчит смс сидящая рядом девушка. Читальный зал областной научной библиотеки имени Менделеева необычайно полон для шести часов вечера. Ждем писателя, Алексея Иванова.

Среди участников — и поклонники современного романиста, популяризатора отечественной истории, и студенты филфака, для которых эта встреча из разряда расширяющих кругозор, и просто любопытствующие горожане, надеющиеся на приятное и полезное времяпрепровождение в компании со звездой.

Ну, может, про звезду громко сказано, но популярность свою Алексей Иванов, автор романов «Общага-на-Крови», «Географ глобус пропил», «Сердце Пармы», сценарист фильма «Царь» и соавтор (вместе с Леонидом Парфеновым) телевизионного документального фильма «Хребет России», обрел давно и прочно. История Урала, его городов, заводов, людей — одна из главных в творчестве писателя. Сейчас его взгляд обращен на Сибирь, точнее, на Тобольск и Тюмень.

СИБИРСКИЙ КОТЕЛ НАРОДОВ

На прошлой неделе Алексей Викторович вместе с коллегами провел четыре насыщенных дня в духовной столице Сибири, заехал и в Тюмень, тоже по работе. Так и сказал, что встречи с читателями не планировал, это такая авральная, но от того не менее приятная история.

— Просто так я по библиотекам на встречи с читателями не езжу, не занимаюсь, как говорится, чесом, — объясняет публике свое появление Иванов. — Встречаюсь, только если у меня есть какие-то дела в городе.

А дела есть, и очень интересные. «Мы начали большой проект «Тобол» из трех частей: восьмисерийный художественный фильм об истории Сибири во времена Петра Первого «Тобол», на основе сценария к этому фильму я напишу одноименный роман и еще сделаю книгу в жанре нон-фикшн «Закон и тайга». В ней будет рассказано об истории государственности в Сибири от времен Ермака до эпохи Петра Первого, — рассказывает автор. — Мне все это страшно интересно, давно хотелось заняться вашей историей, слава богу, что судьба так повернулась, и мне предложили написать сценарий о Сибири. Я предложил: давайте Тобольск, петровские времена, давайте Семена Ремезова, первого губернатора Сибири Матвея Гагарина, Филофея Лещинского и прочих интересных деятелей, которые жили в то время в Тобольске и в Тюмени бывали. Мы сейчас смотрели натуру, небольшие подсъемки сделали для фильма».

В Тобольске поснимали Кремль, чтобы посмотреть, насколько его возможно использовать в фильме, потому что поиск натуры, по словам гостя, — дело всегда достаточно сложное, тем более для такого большого фильма на историческую тему. Побывали сценарист и съемочная группа в Абалаке, сплавали на Искер. Жили в гостином дворе, который построил Ремезов, но, к сожалению, в фильме это строение не будет задействовано, слишком современный ремонт там сделали.

По словам автора, сценарий фильма уже практически готов. «Сюжет хитрый, запутанный, в силу того, что это художественное произведение, а не исторические хроники, кое-что будет искажено, кое-что добавлено, чтобы зрителю было интересно, — приоткрывает завесу Алексей Викторович. — Главная задача — представить образ региона той непростой эпохи. Призываю не учить историю по моим книгам и фильмам, для этого есть учебники. А фильмы и романы создаются на основе художественной драматургии, и она не всегда соответствует исторической правде».

Действие картины разворачивается с 1711 года, когда в Тобольск прибывает первый губернатор Сибири Матвей Гагарин, а заканчивается 1722-м, прибытием геодезической экспедиции Чичагова, которая начала первую съемку местности уже в новом формате, с географической сеткой, вычислением координат, тем самым положила начало научному освоению края.

Помимо известных исторических персонажей в фильме будут присутствовать разные этносы — ханты, манси, русские, шведы (пленные), калмыки, точнее, джунгары, сибирские татары, бухарцы и даже китайцы. В общем — сибирский котел народов.

Отведено место в сценарии и Тюмени. Эпизоды, связанные с Филофеем Лещинским, постараются отснять в Свято-Троицком соборе, чтобы это соответствовало исторической правде.

— Мы попробуем показать собор, насколько это будет возможно, — поясняет Иванов. — Все остальное -это декорации. Кстати, золотые купола, которые сегодня украшают старинные храмы, большая проблема для киношников, ведь столетия назад они были просто черными. Например, купола Софии в Тобольске придется или сеткой накрывать, или на компьютере закрашивать.

И в романе, и в фильме очень значима будет китайская тема, потому что в те времена через Тобольск ходили китайские караваны. Причем историки пишут, что каждый китайский караван давал столько прибыли в год, сколько вся сибирская губерния вместе взятая.

— Одна из главных сюжетных линий завязана на жаркой борьбе за контроль над торговыми караванами, идущими в Китай, между русскими купцами, губернатором Гагариным, который тоже контрабандой не гнушался, между царедворцами и торговым сословием бухарцев, которые в принципе курировали всю китайскую торговлю, точнее, торговлю с Востоком, -продолжает раскрывать карты Иванов. — Целые Бухарские слободы были в Тюмени, Таре и Тобольске. Это интереснейшие страницы сибирской истории. Через Тобольск проезжал и первый китайский посланник в России Тулишень, это он написал первую в Китае книгу о России «Записки Тулишеня». В Тобольске в начале XVIII века жили пленные шведы, и среди них знаменитый ученый Страленберг, который запустил миф о легендарной стране викингов где-то на северном Урале, в которую якобы можно приплыть из Скандинавии. У меня в романе и в фильме это все будет очень важно, потому что миф этот Страленберг придумал только для того, чтобы европейцы могли претендовать на путь в Китай по Иртышу и по Оби. Это и составит главную интригу фильма, вокруг которой будут вертеться все основные события. Разумеется, в реальной жизни всех этих коллизий не было. Но для художественного произведения это все необходимо, кроме того, дает представления о непростых отношениях России и Китая, отношениях столицы и провинции.

Съемки фильма продлятся не менее трех лет, считает сценарист, а какова дальнейшая судьба «Тобола» — пока неизвестно. Конечно, хотелось бы увидеть его на центральном телеканале, но это уже забота продюсера — заинтересовать телевизионщиков тобольской историей.

— Коллективное искусство -кино, театр, телевидение — это путь компромиссов и утрат, и ничего с этим не поделаешь, — рассуждает Алексей Иванов. — Изначально сценарий составлял 12 серий, но один генеральный продюсер федерального канала сказал, что фильм о провинции более 4 серий ни один канал не купит, пришлось резать по живому.

ЗАЧЕМ ПИСАТЬ ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ?

За час случайной встречи горожанам удалось задать немало вопросов, в том числе и о том, почему писатель проявляет большой интерес к уральским и сибирским городам.

— Мне очень нравятся крупные российские города, — ответил Алексей Викторович. — Я считаю их самодостаточными региональными культурными проектами и с огромным интересом такими проектами занимаюсь. Есть у меня книга «Увидеть русский бунт» про пугачевщину, там сразу несколько культурных проектов: река Урал, Башкирия, горные заводы и такое сложносоставное явление, как Поволжье. Есть у меня книга «Горнозаводская цивилизация», там о горных заводах Урала. Тобольск -это, безусловно, один из самодостаточных культурных проектов, его невозможно подверстать ни под какой другой, это полностью своя история. Мне хочется разобраться в этой истории, предъявить ее зрителю.

Почему не участвуете в семинарах молодых литераторов как наставник?

— Мне некогда, но кроме того, моя писательская судьба складывалась непросто, меня тринадцать лет вообще не печатали, никаких книг не выходило. Я привык ощущать себя учеником, поэтому считаю не вправе кого-то учить, оценивать чьи-то произведения. Кому хватает понимания жизни и литературной ситуации, те могут наставничеством заниматься, я не чувствую в себе этой уверенности. Я не тусовочный человек, не бываю на симпозиумах, не сижу в жюри, много лет не участвую ни в каких премиях. У меня есть команда, с которой я работаю, и она важнее, чем тусовка.

Почему стали писателем?

— Я всегда хотел им быть. Недавно откопал у себя школьную тетрадку, в ней было исписано три страницы. На обложке подпись -«Три Робинзона», роман, Алеша Иванов, 6 лет.

Вы больше пишете на исторические темы?

— По-разному. В этом году вышел мой роман «Ненастье», там современный сюжет. Но вы правы, российская история меня очень интересует. Там столько неисчерпаемых сюжетов, что жизни не хватит, приходится выбирать самое интересное.

Что вам дал опыт участия в «Тотальном диктанте»?

— Для писателя это честь, когда его приглашают поучаствовать в таком проекте. Дело ведь не только в грамотности, это акция гражданского звучания. Участники своим поступком словно заявляют: мы люди, мы общество, живем по закону и пишем по закону. Мы не стая и не стадо. И это гражданское звучание гораздо важнее, чем грамотность.

***
фото: Алексей Иванов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта