Гагарин, Ремезов и все-все-все…
«Я в библиотеке, тетушка затащила на встречу с каким-то писателем», — строчит смс сидящая рядом девушка. Читальный зал областной научной библиотеки имени Менделеева необычайно полон для шести часов вечера. Ждем писателя, Алексея Иванова.
Среди участников — и поклонники современного романиста, популяризатора отечественной истории, и студенты филфака, для которых эта встреча из разряда расширяющих кругозор, и просто любопытствующие горожане, надеющиеся на приятное и полезное времяпрепровождение в компании со звездой.
Ну, может, про звезду громко сказано, но популярность свою Алексей Иванов, автор романов «Общага-на-Крови», «Географ глобус пропил», «Сердце Пармы», сценарист фильма «Царь» и соавтор (вместе с Леонидом Парфеновым) телевизионного документального фильма «Хребет России», обрел давно и прочно. История Урала, его городов, заводов, людей — одна из главных в творчестве писателя. Сейчас его взгляд обращен на Сибирь, точнее, на Тобольск и Тюмень.
СИБИРСКИЙ КОТЕЛ НАРОДОВ
На прошлой неделе Алексей Викторович вместе с коллегами провел четыре насыщенных дня в духовной столице Сибири, заехал и в Тюмень, тоже по работе. Так и сказал, что встречи с читателями не планировал, это такая авральная, но от того не менее приятная история.
— Просто так я по библиотекам на встречи с читателями не езжу, не занимаюсь, как говорится, чесом, — объясняет публике свое появление Иванов. — Встречаюсь, только если у меня есть какие-то дела в городе.
А дела есть, и очень интересные. «Мы начали большой проект «Тобол» из трех частей: восьмисерийный художественный фильм об истории Сибири во времена Петра Первого «Тобол», на основе сценария к этому фильму я напишу одноименный роман и еще сделаю книгу в жанре нон-фикшн «Закон и тайга». В ней будет рассказано об истории государственности в Сибири от времен Ермака до эпохи Петра Первого, — рассказывает автор. — Мне все это страшно интересно, давно хотелось заняться вашей историей, слава богу, что судьба так повернулась, и мне предложили написать сценарий о Сибири. Я предложил: давайте Тобольск, петровские времена, давайте Семена Ремезова, первого губернатора Сибири Матвея Гагарина, Филофея Лещинского и прочих интересных деятелей, которые жили в то время в Тобольске и в Тюмени бывали. Мы сейчас смотрели натуру, небольшие подсъемки сделали для фильма».
В Тобольске поснимали Кремль, чтобы посмотреть, насколько его возможно использовать в фильме, потому что поиск натуры, по словам гостя, — дело всегда достаточно сложное, тем более для такого большого фильма на историческую тему. Побывали сценарист и съемочная группа в Абалаке, сплавали на Искер. Жили в гостином дворе, который построил Ремезов, но, к сожалению, в фильме это строение не будет задействовано, слишком современный ремонт там сделали.
По словам автора, сценарий фильма уже практически готов. «Сюжет хитрый, запутанный, в силу того, что это художественное произведение, а не исторические хроники, кое-что будет искажено, кое-что добавлено, чтобы зрителю было интересно, — приоткрывает завесу Алексей Викторович. — Главная задача — представить образ региона той непростой эпохи. Призываю не учить историю по моим книгам и фильмам, для этого есть учебники. А фильмы и романы создаются на основе художественной драматургии, и она не всегда соответствует исторической правде».
Действие картины разворачивается с 1711 года, когда в Тобольск прибывает первый губернатор Сибири Матвей Гагарин, а заканчивается 1722-м, прибытием геодезической экспедиции Чичагова, которая начала первую съемку местности уже в новом формате, с географической сеткой, вычислением координат, тем самым положила начало научному освоению края.
Помимо известных исторических персонажей в фильме будут присутствовать разные этносы — ханты, манси, русские, шведы (пленные), калмыки, точнее, джунгары, сибирские татары, бухарцы и даже китайцы. В общем — сибирский котел народов.
Отведено место в сценарии и Тюмени. Эпизоды, связанные с Филофеем Лещинским, постараются отснять в Свято-Троицком соборе, чтобы это соответствовало исторической правде.
— Мы попробуем показать собор, насколько это будет возможно, — поясняет Иванов. — Все остальное -это декорации. Кстати, золотые купола, которые сегодня украшают старинные храмы, большая проблема для киношников, ведь столетия назад они были просто черными. Например, купола Софии в Тобольске придется или сеткой накрывать, или на компьютере закрашивать.
И в романе, и в фильме очень значима будет китайская тема, потому что в те времена через Тобольск ходили китайские караваны. Причем историки пишут, что каждый китайский караван давал столько прибыли в год, сколько вся сибирская губерния вместе взятая.
— Одна из главных сюжетных линий завязана на жаркой борьбе за контроль над торговыми караванами, идущими в Китай, между русскими купцами, губернатором Гагариным, который тоже контрабандой не гнушался, между царедворцами и торговым сословием бухарцев, которые в принципе курировали всю китайскую торговлю, точнее, торговлю с Востоком, -продолжает раскрывать карты Иванов. — Целые Бухарские слободы были в Тюмени, Таре и Тобольске. Это интереснейшие страницы сибирской истории. Через Тобольск проезжал и первый китайский посланник в России Тулишень, это он написал первую в Китае книгу о России «Записки Тулишеня». В Тобольске в начале XVIII века жили пленные шведы, и среди них знаменитый ученый Страленберг, который запустил миф о легендарной стране викингов где-то на северном Урале, в которую якобы можно приплыть из Скандинавии. У меня в романе и в фильме это все будет очень важно, потому что миф этот Страленберг придумал только для того, чтобы европейцы могли претендовать на путь в Китай по Иртышу и по Оби. Это и составит главную интригу фильма, вокруг которой будут вертеться все основные события. Разумеется, в реальной жизни всех этих коллизий не было. Но для художественного произведения это все необходимо, кроме того, дает представления о непростых отношениях России и Китая, отношениях столицы и провинции.
Съемки фильма продлятся не менее трех лет, считает сценарист, а какова дальнейшая судьба «Тобола» — пока неизвестно. Конечно, хотелось бы увидеть его на центральном телеканале, но это уже забота продюсера — заинтересовать телевизионщиков тобольской историей.
— Коллективное искусство -кино, театр, телевидение — это путь компромиссов и утрат, и ничего с этим не поделаешь, — рассуждает Алексей Иванов. — Изначально сценарий составлял 12 серий, но один генеральный продюсер федерального канала сказал, что фильм о провинции более 4 серий ни один канал не купит, пришлось резать по живому.
ЗАЧЕМ ПИСАТЬ ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ?
За час случайной встречи горожанам удалось задать немало вопросов, в том числе и о том, почему писатель проявляет большой интерес к уральским и сибирским городам.
— Мне очень нравятся крупные российские города, — ответил Алексей Викторович. — Я считаю их самодостаточными региональными культурными проектами и с огромным интересом такими проектами занимаюсь. Есть у меня книга «Увидеть русский бунт» про пугачевщину, там сразу несколько культурных проектов: река Урал, Башкирия, горные заводы и такое сложносоставное явление, как Поволжье. Есть у меня книга «Горнозаводская цивилизация», там о горных заводах Урала. Тобольск -это, безусловно, один из самодостаточных культурных проектов, его невозможно подверстать ни под какой другой, это полностью своя история. Мне хочется разобраться в этой истории, предъявить ее зрителю.
— Почему не участвуете в семинарах молодых литераторов как наставник?
— Мне некогда, но кроме того, моя писательская судьба складывалась непросто, меня тринадцать лет вообще не печатали, никаких книг не выходило. Я привык ощущать себя учеником, поэтому считаю не вправе кого-то учить, оценивать чьи-то произведения. Кому хватает понимания жизни и литературной ситуации, те могут наставничеством заниматься, я не чувствую в себе этой уверенности. Я не тусовочный человек, не бываю на симпозиумах, не сижу в жюри, много лет не участвую ни в каких премиях. У меня есть команда, с которой я работаю, и она важнее, чем тусовка.
— Почему стали писателем?
— Я всегда хотел им быть. Недавно откопал у себя школьную тетрадку, в ней было исписано три страницы. На обложке подпись -«Три Робинзона», роман, Алеша Иванов, 6 лет.
— Вы больше пишете на исторические темы?
— По-разному. В этом году вышел мой роман «Ненастье», там современный сюжет. Но вы правы, российская история меня очень интересует. Там столько неисчерпаемых сюжетов, что жизни не хватит, приходится выбирать самое интересное.
— Что вам дал опыт участия в «Тотальном диктанте»?
— Для писателя это честь, когда его приглашают поучаствовать в таком проекте. Дело ведь не только в грамотности, это акция гражданского звучания. Участники своим поступком словно заявляют: мы люди, мы общество, живем по закону и пишем по закону. Мы не стая и не стадо. И это гражданское звучание гораздо важнее, чем грамотность.
***
фото: Алексей Иванов.