«Инфотех» продает и красуется
По вестибюлю гуляют и ползают большие и маленькие роботы. Люди охотно с ними фотографируются. На седьмом всероссийском форуме-выставке «Инфотех» достаточно развлечений: экспресс-фотосессия, семинары от областной библиотеки, планетарий в темной палатке, мастер-класс по сборке 3Т)-принтера. Школьники и студенты приходят сюда посмотреть на мир информационных технологий и неплохо провести время -как в былые времена все сбегались на приехавшую в город ярмарку.
ПРОДАМ ПО. С ОТВРАЩЕНИЕМ
Для IT-компаний, которые выставляются на «Инфотехе», это шанс наладить новые контакты, получить интересный заказ. Но есть мнение, что участие в форуме не для всех так уж принципиально.
— Для нас толк от участия есть, -говорит инженер одной из местных фирм Станислав. — А зачем сюда приходят товарищи типа «Директума», я не знаю. Молодым компаниям это полезно. Ну, а для лаборатории Касперского, наверное, 300 тысяч за генпартнерство -не деньги, почему бы не покрасоваться?
Другой любопытный нюанс заключается в самом общении айтишников с клиентами. По словам Станислава, о своей работе с позиции продавца рассказывать тяжело: ты знаешь, что твой программный продукт — качественный, но также тебе известно, в каких условиях он создавался -сжатые сроки, проблемы с материалом. «За это время успеваешь проникнуться отвращением к этому софту, в результате с клиентом говоришь неубедительно», — сожалеет наш собеседник.
По его мнению, в таких выставках должны участвовать профессиональные продажники — как в тех же крупных компаниях. С другой стороны, жестко отполированная речь продажника, не наполненная ни эмоциями, ни, случается, смыслом, превратит симпатичную площадку для общения в выжженную землю.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ВЫХОД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ
А еще «Инфотех» — возможность обменяться мнениями. На нескольких секциях в течение двух дней обсуждались интересные и не очень интересные, но тоже важные темы. Среди научных докладов и чиновничьих дискуссий мы выделили тему организации городских платных парковок по модели государственно-частного партнерства (ГЧП). Представители компаний рассказали о своем опыте и поделились взглядом на взаимодействие с региональными властями.
По словам вице-президента компании «Ланит» Дмитрия Серебрякова, жизнь заставила пересмотреть концепцию работы. Модель, когда крупная компания вкладывает в проект свои деньги, а потом имеет возможность вернуть потраченное и заработать сверху, доказала право на существование.
— Бюджетные деньги все равно будут тратиться, от этого никуда не деться, но на какие-то локальные задачи. Крупные проекты должны воплощаться взаимным решением государства и бизнеса, — считает Серебряков.
В совместном проекте рискуют обе стороны — и заказчик, и партнер. Коммерсанты, понятно, рискуют деньгами: паркоматы поставили, и что дальше? Будут ли они приносить деньги? Заказчику же надо решить социальную задачу, поэтому очень важно найти надежного партнера, работающего не для галочки. Идея ГЧП в том, что схема заставляет частного партнера работать хорошо, чтобы вернуть свои деньги и заработать еще.
Серебряков рассказал об опыте вложения в краснодарские и ставропольские парковки. И если в Ставрополе закон о муниципально-частном партнерстве уже работал, то в Краснодаре законодательная база на уровне города отсутствовала. Пришлось пройти через многие проблемы — и с прокуратурой, и с Роспотребнадзором. Не сразу приняли нормативно-правовые акты по регламенту работы парковок. При восприятии чужого опыта Тюмени стоит учесть эти возможные сложности и минимизировать их.
Отдельно решался вопрос о бесплатном предоставлении парко-вочных мест автомобилям экстренных служб, инвалидам. Он был решен благодаря созданию диспетчерского центра. Операторы наблюдают за парковками с помощью камер и могут открыть шлагбаум спецавтомобилям.
В Краснодаре с мая 2014 года было оборудовано 3200 парковочных мест (по окончании проекта это число достигнет восьми тысяч). Город получил парковки с работающей системой: мобильные приложения, новое дорожное полотно, разметка, камеры наблюдения, рабочие места.
Руководитель проектов компании «Ситипаркинг» Владимир Степаньков считает, что риск, с которым сталкиваются частные компании при ГЧП, постепенно минимизируется. И это хорошо, так как ГЧП — вариант, который необходим регионам. Степаньков привел в пример опыт Москвы, где было потрачено порядка 13-ти миллиардов рублей, чтобы комплексная интеллектуальная транспортная система заработала как надо.
— По этому проекту удалось заработать уже пять миллиардов. Похоже, что он окупается и будет рентабельным, но такие вложения просто неподъемны для других регионов. ГЧП для них — выход из положения, — считает Степаньков.
В 2013 году на выставку зарегистрировались полторы тысячи человек, в 2014-м — 1800. Организаторы надеялись «пробить» две тысячи, и это удалось — утром девятого сентября, когда регистрация уже прекратилась, в участниках числились 2022 человека. И это не считая тех, кто пришел просто так. Выставка достижений информационно-технологического хозяйства нужна — хотя бы для знакомства с вещами, которые вскоре могут стать неотъемлемой частью нашей повседневности.
***
фото: Стенд «Электронное правительство Тюменской области»;«Я твой слуга, я твой работник».